Списание остатков алкоголя в егаис. Регистры егаис. когда остатки в егаис должны быть равны фактическим? Как убрать минусовые остатки алкоголя в егаис




1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Как разобраться в тех крупицах информации, которая есть на эту тему в официальных источниках? Ответы на эти вопросы больше напоминает гадание. Давайте попробуем погадать вместе.

Можно ли ставить на баланс остатки алкогольной продукции после 01.10.16?

Методология ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016) , которая сейчас является единственным официальным документом, опубликованным ФСРАР по этой тематике требует, чтобы остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей . А с учетом создания нового регистра «Торговый зал» для учета в ЕГАИС это означает, что ставить на баланс такие остатки можно по факту их продажи. В самой методологии нет никаких ограничений на количество продукции, которую можно таким образом поставить на баланс. Однако 19.07.16 на сайте ФСРАР было опубликовано информационное сообщение , в котором сказано, что начиная с 01.10.2016 в отношении электронных документов постановки на баланс продукции будут введены количественные ограничения, которые не позволят ставить на баланс большие объемы продукции, приобретенные до момента введения ЕГАИС. В некоторых источниках, близких к ФСРАР сказано, что ограничение будет на единовременную постановку на баланс более 100 позиций. В этом случае для постановки на баланс такого количества неучтенной в ЕГАИС алкогольной продукции придется написать обращение в территориальные отделения ФСРАР, которые рассмотрят такое заявление и после проверки легальности продукции примут решение о постановке ее на баланс. Но в официальных источниках пока ничего подобного не опубликовано.

Нужно ли общепиту ставить на баланс остатки алкогольной продукции?

Этот вопрос также рассмотрен в методологии ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016). В этом документе в части постановки на баланс алкогольной продукции перед ее продажей с 01.10.16 не делается никаких различий между видами деятельности организаций. Это означает, что ставить на баланс алкогольную продукцию обязаны все, и розница и общепит и ИП с пивом. Однако общепит и ИП с пивом не обязаны регистрировать в ЕГАИС розничные продажи. Для них это остается рекомендацией. И проверить точность выполнения методики ведения остатков ФСРАР сможет только сверив постановку на баланс в ЕГАИС и закупки с журналом учета объема розничных продаж, а сделать это будет очень проблематично, т.к. почти все ведут его в бумажном виде.

Для розницы такая проверка может быть осуществлена простым контролем остатков, т.к. магазины обязаны фиксировать свои продажи в ЕГАИС с 01.07.16. И если розница не будет ставить на баланс остатки, то при их продаже по регистрам ЕГАИС будет формироваться отрицательный остаток.

Маркированный и не маркированный алкоголь. Учет пива.

С недавних пор ФСРАР был переведен в подчинение Министерства Финансов. И теперь часть регламентирующих ЕГАИС документов принимаются и утверждаются напрямую этим ведомством. Так 15 июня 2016 года был выпущен приказ N 84н с «простым» и «понятным» названием «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе » (ссылка). В данном приказе закреплены формы документов, которые нужно направлять в уполномоченные органы при различных операциях с алкогольной продукцией для фиксации этих операций в ЕГАИС, а также сроки, в которые данные документы должны быть оформлены.

Важно отметить, что этот приказ не выделяет продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания из прочей розничной торговли алкоголем. Также в данном документе выделена «маркированная» и «не маркированная» алкогольная продукция.

«Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию »

Про «не маркированную алкогольную продукцию» (разливное пиво, сидры и т.д.) в приказе нет никаких упоминаний. Можно предположить, что дальнейшее развитие ЕГАИС будет идти именно в направлении тотальной регистрации продаж маркированной алкогольной продукции, в том числе и для общепита и ИП с пивом.

Правила закупки алкоголя для общепита

3 июня 2016 года ФСРАР опубликовало «Информационное сообщение об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами », в котором разъяснило что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ розничный магазин, либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика, или непосредственно у производителя, имеющего соответствующие лицензии.

Таким образом, предприятие общепита не имеет права покупать алкоголь в розничном магазине для последующей продажи в целях оказания услуг общественного питания.

В этом же письме ФСРАР еще раз подтвердило, что в соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ, с 1 января текущего года, организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в минибарах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.

Когда отменят декларирование для тех, кто ведет учет в ЕГАИС

26 сентября 2016 года должно было завершиться обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В текущей версии законопроекта предлагается:

  • для видов производства и оборота, в отношении которых информация в ЕГАИС передается – декларирование объемов отменяется, производится только учет и фиксация сведений в ЕГАИС;
  • для видов производства и оборота, в отношении которых ЕГАИС не применяется, остается и учет и декларирование.

Речь идет не о конкретных предприятиях, работающих или не работающих с ЕГАИС, а о видах деятельности , которые обязаны или не обязаны передавать данные в ЕГАИС. «Общественное питание» данные о продажах в ЕГАИС передавать не обязано, а значит, для всех предприятий этого вида деятельности останется и декларирование и учет в ЕГАИС. Это же касается и ИП с пивом. А вот розница уже скоро может быть освобождена от декларирования алкоголя.

Текущая ситуация с учетом алкоголя показывает, что Министерство Финансов и ФСРАР пытаются всячески обойти №171-ФЗ и ввести тотальный учет алкоголя через ЕГАИС. Как быстро они это сделают и каким образом пока не понятно. Скорее всего, этот процесс будет происходить поэтапно и начнется с учета маркированной алкогольной продукции. Кроме того большим вопросом остается введение с 01.01.17 обещанного контроля остатков. Чтобы эта норма не застопорила всю розничную продажу алкоголя в стране ФСРАР нужно как-то радикально упрощать механизмы наведения порядке в учете в ЕГАИС. А пока этого не происходит.

Вопрос: Как заполняется пункт 12 «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «А» справки к товарно-транспортной накладной, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 (далее- Справка к ТТН), и позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «Б» справки, прилагаемой к таможенной декларации, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 (далее- Справка к ТД)?

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 3 Правил заполнения Справки к ТТН, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, пункт 12 раздела «А» «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Справки к ТТН, заполняется организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим производство продукции на территории Российской Федерации, при отгрузке продукции. Заполнение пункта 12 раздела «А» Справки к ТТН организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, Правилами Справки к ТТН не предусмотрено. 2. В соответствии с правилами заполнения Справки к ТД, утвержденными Постановлением № 872, при помещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны юридическое или физическое лицо, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар, заполняет раздел «А» Справки, а также левую часть раздела «Б» Справки.
При этом позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» левой части раздела «Б» Справки к ТД заполняется организацией - импортером при оприходовании ввезенной продукции на складе, и должна содержать номер и дату подтверждения фиксации в ЕГАИС документа, на основании которого осуществляется ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
При каждой последующей оптовой реализации, в левой части раздела «Б» Справки к ТД позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» не заполняется.
В правой части раздела «Б» Справки к ТД данная позиция не заполняется.

Вопрос: Приостановили лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, в связи с несоответствием адреса. Как быть если не успеваем выполнить предписание в срок? Как нам можно продлить срок для выполнения предписания?

Ответ: По вопросу о порядке продления срока выполнения организациями предписаний Росалкогольрегулирования. В случае если для организации в установленный в предписании срок для устранения нарушений условий действия лицензии не представляется возможным устранить указанные нарушения, необходимо представить в Росалкогольрегулирование заявление (до истечения указанного в предписании срока его исполнения) о продлении срока выполнения данного предписания с указанием даты его выполнения, а также обоснования причин, по которым организация просит продлить срок выполнения предписаний до указанной даты, с приложением подтверждающих документов.

Вопрос: В случае принятия Росалкогольрегулированием решения об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции каков дальнейший порядок реализации оставшейся продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон) действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации. На основании пункта 5 статьи 20 Закона в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона.

Вопрос: В каких случаях необходимо наличие копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа, заверенных подписью руководителя организации и ее печатью, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.?

Ответ: Пункт 7 статьи 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ устанавливает, что закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) осуществляются при условии представления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах извещения об уплате авансового платежа акциза или извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Таким образом, требование о наличии у покупателей этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) вышеназванных извещений является обязательным только при реализации указанного спирта организациям, на которые нормами Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплаты авансового платежа акциза.

Вопрос: Обязаны ли лицензиаты направлять декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции в адрес субъектов Российской Федерации или только в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган федеральный исполнительной власти?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. (в редакции от 18.07.2011 г.) № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон 171-ФЗ) приём деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 января 2012 г. организации розничной торговли направляют декларации об объёме розничной продажи алкогольной продукции в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть в Росалкогольрегулирование. Согласно статье 14 Федерального закона 171-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти, который передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

Вопрос: Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии организация имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Все указанные операции осуществляются под контролем лицензирующего органа. Каков механизм осуществления данного контроля, учитывая, что система ЕГАИС заблокирована в связи с прекращением действия лицензии? Согласно действующему законодательству допускается хранение этилового спирта на предприятии-производителе. Какие действия организации необходимо осуществить с остатками этилового спирта по истечении двух месяцев после прекращения действия лицензии?

Ответ: В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ в пункт 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, перечень которых установлен статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ. На основании изложенного, в целях осуществления контроля за реализацией остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациям в течение десяти дней после истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, необходимо направить в территориальный орган Росалкогольрегулирования заверенные копии сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также информацию об остатках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на дату истечения указанного срока.

Вопрос: С какой даты вступает в силу запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ночное время (с 23 часов до 8 часов)?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ требования абзаца первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ до 1 января 2013 года не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Вопрос: Существуют ли в настоящее время запреты на продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа: - в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; - в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; - на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; - на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; - на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; - несовершеннолетним; - без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести возврат алкогольной продукции поставщику. Если возврат оформить как обратную реализацию – происходит оптовая продажа алкогольной продукции. При этом необходима соответствующая лицензия, которой нет у розничной организации. Как в этом случае возвратить алкогольную продукцию поставщику?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно статье 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма части 4 статьи 14.17 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами ГК РФ. В этой связи возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона и части 4 статьи 14.17 КоАП РФ не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии. Кроме того, согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона, должен сопровождаться документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132: - актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 – в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 – в отношении продукции импортного производства); - товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12).

Вопрос: На складе осталась слабоалкогольная продукция, срок годности истекает в конце июля 2011 г. какова процедура утилизации слабоалкогольной продукции? нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение) в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Вопрос: Предприятие получило новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Можно ли принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) нашей лицензии?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, получение возврата алкогольной продукции при наличии новой лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вопрос: Федеральным законом установлен запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Распространяется ли действие вышеуказанного запрета на розничную продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона № 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона № 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что соответствует определению пищевых продуктов, установленному статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому пиво относится к алкогольной продукции. Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона № 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона № 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом № 171-ФЗ. Следовательно, после отмены Федеральным законом № 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона № 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.

Вопрос: Федеральным законом не установлен порядок снятия остатков алкогольной продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, при этом установлена обязанность лицензирующего органа произвести снятие остатков. Каким нормативным правовым актом должен руководствоваться лицензирующий орган при снятии остатков алкогольной продукции?

Ответ: Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено. Необходимо также отметить, что формулировка "в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии", учитывает норму пункта 14 статьи 19 указанного Федерального закона, согласно которой до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Вопрос: Статья 19 пункт 3.2 подпункт 3 гласит: Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Какие документы являются подтверждающими?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом согласно абзацу первому пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в частности земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Совокупность вышеприведённых норм указывает на то, что стационарные торговые объекты отвечают признакам недвижимого имущества, права на которое, их возникновение и прекращение в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон № 122-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Таким образом, документами, подтверждающими наличие у заявителей стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении являются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившем государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Согласно части 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Согласно пункту 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, государственная регистрация сделки в отношении недвижимого имущества удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах, проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки. Таким образом, для подтверждения наличия стационарных торговых объектов и складских помещений в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, заявители представляют договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копию, заверенную органом, осуществившем государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Кроме того, согласно части 2 статьи 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрены. В этой связи, для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих вышеуказанным требованиям.

Вопрос: Можно ли, начиная с сентября 2011г. на лицензионных площадях оптового склада, хранить совместно винно-водочную продукцию с акцизными знаками, пиво, а так же пивные коктейли? Если можно, то имеет ли значение градус пива?

Ответ: Согласно пункту 3 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. № 59н, на площади складского помещения лицензиата (соискателя лицензии), подтвержденной при обследовании организации на соответствие представленным документам, не допускается: 1) хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару; 2) размещение на одном поддоне разных видов продукции; 3) размещение продукции, не обеспечивающее свободный подход к хранящейся продукции.

Вопрос: Какой порядок отражения организацией-получателем объемов закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 в случае поставки организацией-поставщиком указанной продукции в конце предыдущего квартала?

Ответ: Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок).
Согласно пункту 8.2 Порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 (далее - декларация № 6) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции получателю;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства» - номер товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде;
- в графе 16 «Объем поставленной продукции» - объем поставленной продукции, указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была поставлена продукция.
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 (далее - декларация № 7) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортной накладной» - номер товарно-транспортной накладной поставщика;
- в графе 16 «Объем полученной продукции» - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке), указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде.
Таким образом, продукция, отгруженная со склада продавца, отражается организацией-продавцом в декларации № 6 и организацией-покупателем в декларации № 7 в том отчетном периоде, в котором осуществлена отгрузка (поставка) алкогольной продукции со склада организации-поставщика, в соответствии с товарно-транспортной накладной.
При этом даты отгрузки, указанные в декларации № 6 (поставщика), и даты, указанные в декларации № 7 (получателя), должны совпадать, так же как и номера товарно-транспортных накладных.
В случае, если продукция была получена организацией в следующем отчетном квартале, в котором была составлена товарно-транспортная накладная, организация-получатель обязана представить корректирующие декларации в соответствии с пунктом 1.4 Порядка за предыдущий отчетный квартал до наступления следующего отчетного периода с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку. Все декларации и приложения к ним заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации.

Вопрос: Как отразить в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции операции по отгрузке спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов.

Ответ: Ответ: Подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье), виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 1.7 Перечня пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 18н и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.12.2009 № 726, продукты переработки, образующиеся при производстве водок, ликероводочных изделий, относятся к пищевому сырью для производства этилового спирта.
Таким образом, спиртосодержащие отходы ликероводочного производства относятся к спиртосодержащей продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок заполнения деклараций).
Спиртосодержащие отходы ликероводочного производства следует отнести к коду вида продукции «350» - другая спиртосодержащая пищевая продукция (Приложение № 2 к Порядку заполнения деклараций).
Организация, имеющая лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий), операцию по поставке (отгрузке) спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов, отражает в графе 12 «Прочим организациям» декларации № 3 и в графе 16 «Объем поставленной продукции» декларации № 6.

Вопрос: Алкогольная продукция в составе отгружаемой партии, маркирована федеральными специальными марками (далее - ФСМ), номера которых составляют несколько диапазонов. Допустимо ли при частичной реализации алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, номера которых составляют один диапазон или его часть, указывать все диапазоны ФСМ, нанесенных производителем алкогольной продукции?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 422 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» утверждена новая форма справки к ТТН.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 3 раздела «А» справки указывается дата розлива продукции в индивидуальную упаковку (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 13 раздела «А» справки указывается серия (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных марок или акцизных марок, которыми маркирована алкогольная продукция в соответствии с законодательством Российской Федерации:
в случае если номера марок следуют подряд - эти показатели указываются одним диапазоном.
Таким образом, в разделе «А» справки к ТТН указывается дата розлива продукции, т.е. раздел «А» справки к ТТН оформляется на каждую партию одного наименования и одной даты выпуска продукции.
В разделе «А» справки к ТТН в пункте 13 указывается один диапазон марок, в случае если номера морок следуют подряд, независимо скольким организациям эта выпущенная партия продукции поставляется.
Например, 18.05.2012 произведено водки 1250 дал/25000 бутылок емкостью 0,5л с условным диапазоном марок 485780001-485805000. Поставка водки данной партии осуществляется 3 организациям: организации «А» - 250 дал/5000 бутылок, организации «Б» - 600 дал/12000 бутылок, организации «В» - 400 дал/8000 бутылок.
При поставке водки трем организациям в пакете документов к ТТН прикладываются справки, в которых в пункте 3 раздела «А» дата розлива будет указана 18.05.2012, а диапазон марок 485780001-485805000. И далее независимо от количества организаций (оптовых, розничных), которым будет эта продукция поставляться, раздел «А» справки к ТТН прикладывается один и тот же, с тем же самым диапазоном марок.
В случае, если производителем в адрес покупателя поставляется алкогольная продукция в объеме, равному объему производства, например, за три дня, т.е. одна поставка формируется из трех партий произведенной продукции, разделы «А» справки к ТТН заполняются на каждую партию алкогольной продукции, то есть в данном случае оформляется 3 раздела «А» справки к ТТН с указанием трех дат выпуска продукции.
В пункте 13 каждого раздела «А» справки к ТТН указываются диапазоны номеров марок, нанесенных на алкогольную продукцию в соответствии с датой розлива алкогольной продукции в потребительскую тару. Соответственно к каждому разделу «А» заполняется первая часть раздела «Б». При этом, в разделе «Б» диапазоны марок не указываются.

Вопрос: В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422 новой формы справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила ее заполнения прошу разъяснить заполнение разделов «А» и «Б» указанной справки.

Ответ: В целях разъяснения Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422, на официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен пример заполнения указных разделов Справки с разъяснением особенностей их заполнения.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести утилизацию алкогольной продукции. Какова процедура утилизации продукции? Нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации алкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована.
Вместе с тем, согласно статье 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий:
1. Осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов.
При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение), в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
2. Согласовывает с органом государственного надзора способы и условия утилизации или уничтожения продукции.
В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.
3. Представляет в обязательном порядке в орган государственного надзора документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающих факт утилизации или уничтожения.
4. Оплачивает расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 29- ФЗ в случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

Все поля обязательны к заполнению.

Учет алкогольной продукции ведется в первом и втором регистрах остатков. В Регистре № 1 отражаются остатки на складе в разрезе справок, в Регистре № 2 – товар, переданный в торговый зал, в разрезе наименований.

В марте 2018 г. в ЕГАИС введен дополнительный разрез хранения продукции по цифровым идентификаторам – Регистр № 3. Этот Регистр дополняет существующие и не хранит остатки продукции.

Остатки, соответствующие Регистру № 1, ведутся в "1С:Рознице 8" автоматически и отражаются в регистре накопления (р. н.) Остатки алкогольной продукции ЕГАИС . Движения по Регистру № 2 в программе не ведутся – поддерживается только запрос данных в ЕГАИС. Регистру № 3 в "1С:Рознице 8" соответствует регистр сведений (р. с.) Акцизные марки ЕГАИС .

В таблице приведены документы, отправляющиеся из "1С:Розницы 8" и фиксирующие в ЕГАИС движения АП.

Документ "1С:Розница 8" Регистр 1 ЕГАИС / Регистр накопления "Остатки алкогольной продукции ЕГАИС" "1С:Розница 8" Регистр 2 ЕГАИС
1 Приход Приход
2 Акт списания ЕГАИС Расход Расход
3 Возврат из регистра № 2 ЕГАИС Приход Расход
4 Передача в регистр № 2 ЕГАИС Расход Приход
5 Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (входящая) Приход
6 Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (исходящая) Расход
7 Чек Расход
8 Чек ЕГАИС Расход
9 Чек ЕГАИС возврат Приход

Р. н. Остатки алкогольной продукции ЕГАИС используется при подборе справок № 2 в документах Возврат поставщику и Перемещение товаров . Он выступает источником информации по остаткам ИБ в сравнительных отчетах, формируемых из документа Отчет ЕГАИС с видом операции Движения между регистрами , Движения по справке 2 , Остатки алкогольной продукции .

Справка к ТТН по форме 1 и Справка к ТТН по форме 2

Учет продукции в ЕГАИС осуществляется с привязкой к конкретным регистрационным формам учета 1 (далее – РФУ1) и 2 (далее – РФУ2). Указанные регистрационные формы характеризуют товар и соответствуют каждой отдельной позиции в электронной накладной.

В Регистре № 1 продукция хранится по партиям в разрезе РФУ1 и РФУ2. В Регистре № 2 – в разрезе алкогольного наименования и производителя/импортера. Реквизиты РФУ1 и РФУ2 отсутствуют. В Регистре № 3 – в разрезе РФУ2 и цифровых идентификаторов.

Технически в "1С:Рознице 8" РФУ1 и РФУ2 соответствуют элементы справочников Справки к ТТН по форме 1 и Справки к ТТН по форме 2 (раздел НСИ ЕГАИС ).

Эти справочники загружаются автоматически документами Остатки ЕГАИС , Акт постановки на баланс ЕГАИС и Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (входящая) при обмене с ЕГАИС. Также можно загружать справки по их номеру (раздел НСИ ЕГАИС , Справки к ТТН по форме 1 / Справки к ТТН по форме 2 , кнопка в командной панели Запросить справку ).

Единицы хранения остатков в ЕГАИС

В отчетах, полученных из ЕГАИС, следует учитывать, в каких единицах продукция хранится в ЕГАИС, — в штуках (если продукция упакованная, фасованная) или в декалитрах (если неупакованная).

Тип продукции в ЕГАИС: Упакованная или Неупакованная – определяет поставщик при отправке сведений. В "1С:Рознице 8" его можно посмотреть в соответствующем элементе справочника Классификатор алкогольной продукции .

Объем единицы продукции или транспортной упаковки разливной продукции в декалитрах устанавливается в элементе справочника Номенклатура .

Для сверки остатков и устранения расхождений в ЕГАИС и ИБ следует:

  • запросить остатки в ЕГАИС;
  • оприходовать товар на склад при необходимости.

Запрос остатков в ЕГАИС

Для отправки запроса в ЕГАИС по текущим остаткам служит документ Остатки ЕГАИС (раздел НСИ Обмен с ЕГАИС Склад ).

Запрос остатков по Регистру № 1

Для того чтобы получить остатки по Регистру № 1 ЕГАИС, необходимо:

Запрос остатков по Регистру № 2

При запросе остатков по Регистру № 2 в форме документа Остатки ЕГАИС на закладке Основное следует переключатель Запрос остатков установить в режим Регистр № 2 . Закладка Корректировка учетных остатков будет недоступна. Документ (аналогично запросу по Регистру № 1) отправляется в ЕГАИС. После получения ответа на закладке Остатки по данным ЕГАИС будут автоматически загружены текущие сведения.

Ввод складского остатка

В документе Остатки ЕГАИС есть сервисная возможность оприходования товара на склад по данным ЕГАИС. Она полезна при самом начале ведения учета в ИБ для ввода остатков по складу.

Для оприходования товара на склад необходимо в командной панели формы документа Остатки ЕГАИС в меню Еще выбрать команду Оприходование товаров .

Откроется форма документа Оприходование товаров , заполненная всей алкогольной продукцией из документа-основания Остатки ЕГАИС .

Светло-серым цветом выделены позиции алкогольной продукции, по которым нет сопоставления с элементами справочника Номенклатура .

В документе Оприходование товаров в каждой строке необходимо:

  • Выбрать номенклатуру, которая не определилась автоматически по алкогольной продукции.
  • Указать цену оприходования. Сумма рассчитается автоматически.
  • Провести и закрыть документ Оприходование товаров .

03.11.2016

Вместе с предприятиями розничной торговли алкоголем, мы пережили сложные времена перемен: эволюцию алкогольной декларации, новые формы журнала учета алкоголя и, конечно же, подключение к ЕГАИС. За год мы вместе с вами освоили и приемку алкоголя, и возвраты поставщику, и внутренние операции: перемещения, списания, постановку на баланс. А с июля 2016 года мы начали регистрировать в ЕГАИС и продажи алкогольной продукции через кассу, сканируя каждую акцизную марку.

С 1 октября 2016 года наступила новая волна – контроль остатков в ЕГАИС. ФСРАР будет использовать эти данные в своей контрольной деятельности с 1 января 2017 года. Поэтому очень важно, чтобы остатки и в ДАЛИОНе, и в ЕГАИС всегда были актуальными и совпадали.
Для решения данной важной задачи наши специалисты разработали модуль .

Проверить наличие у вас данного модуля очень легко в меню "Алкоголь": если там есть позиция "Документ "Пересчёт алкоголя" – модуль установлен :

Если же этого пункта в меню «Алкоголь» нет, то мы вам рекомендуем приобрести модуль , который значительно облегчит решение задачи по выравниванию остатков.
Модуль можно приобрести у вашего интегратора или у нашего в вашем регионе.

Выравнивание остатков алкоголя с использованием модуля "Дополнительные сервисы для ЕГАИС"

Для выравнивания остатков мы рекомендуем провести тотальное сканирование акцизных марок. Также хотим обратить ваше внимание, что пересчет алкоголя лучше делать в часы, когда торговля алкогольной продукцией запрещена. Учтя эти моменты, вы сможете получить точную картину по фактическим остаткам в магазине.

Для отражения операции по выравниванию остатков в программе ДАЛИОН, необходимо произвести ряд действий:
1. Создать документ Пересчет алкоголя (меню Алкоголь-Документ «Пересчет алкоголя») и с помощью 2D сканера или ТСД добавить алкогольную продукцию, путем считывания акцизной марки

2. Запросить остатки по обоим регистрам: склад (1) и торговый зал (2).
Для формирования запроса в обработке "Алкоголь - Обмен с ЕГАИС" во вкладке "Запросы" необходимо по очереди выбрать "Остатки склада" и "Остатки торгового зала":

Здесь важно знать следующие 4 момента, учитывающие особенности работы с ЕГАИС:

  • Проданный через кассу алкоголь автоматически списывается с торгового зала сразу после регистрации продажи.
  • Остатки в ЕГАИС обновляются не в режиме реального времени, а с небольшой задержкой .
  • Запрашивать остатки в ЕГАИС можно всего 1 раз в час .
    Фактически, 1 раз в течение текущего астрономического часа, не учитывая разницу между запросами в минутах. Т.е. если вы запросили остатки в 9-58, то следующий запрос можно сделать уже в 10-01 (минуты запроса не важны ).
Мы рекомендуем делать запрос остатков алкоголя в ЕГАИС перед началом продаж. Например, за 10 минут до открытия – в 9.50. К этому моменту ЕГАИС уже точно проведет все ваши продажи за прошлый период.

3. Убедиться, что ответы по запросу остатков получены из ЕГАИС. В сформированном документе нажать кнопку "Заполнить" - "Обновить количество ЕГАИС":



4. После тщательной проверки документа проверьте все еще один раз и только потом нажмите "Сформировать документы ЕГАИС":

5. Если в пересчете есть расхождения, то будут сформированы документы "Акт постановки на баланс" и "Акт списания":


В случае образования излишков алкогольной продукции, они будут оприходованы на 2-й регистр и доступны только для розничной продажи. Недостача алкогольной продукции будет также списана со 2-го регистра по методу ФИФО. В случае нехватки остатка на 2-м регистре, списание будет происходить с 1-го регистра.


6. В обработке "Обмен с ЕГАИС" можно увидеть все сформированные документы (автоматически в ЕГАИС они отправляться не будут):


После тщательной проверки, как обычно, еще один, контрольный раз, все проверьте.
Только в полной уверенности, что все данные в документах правильные, нажмите кнопку "Отправить":


и ждите получения Статуса "Подтвержден" по каждому документу

Примечание:
Документы "Акт постановки на баланс" и "Акт списания " проходят в алкогольной декларации как прочий приход и прочий расход. Большой объем алкоголя в этих "прочих" может привлекать дополнительное внимание проверяющих органов. Будьте внимательны и аккуратны!


7. После того, как вы привели остатки ЕГАИС к фактическим, в учетной системе тоже нужно навести порядок. Для этого на основании документа «Пересчет алкоголя» можно ввести документ «Инвентаризация товаров». Перед созданием инвентаризации убедитесь, что все товароучетные документа по алкогольной продукции в базе созданы и проведены, восстановлена последовательность документов и сопоставлена номенклатура.

8. Поддерживайте остатки алкогольной продукции в актуальном состоянии. Для этого вам поможет обработка «Сверка остатков с данными ЕГАИС»

Сейчас многие клиенты пытаются выровнять остатки основываясь на данных учетной системы. Мы считаем такую технологию не верной и на это есть ряд причин:

  • На остатках могут быть бутылки, которые пришли до 1 января 2016. Они могут числится в ЕГАИС на другом алкокоде, которого в ДАЛИОНе может и не быть. И пока вы не отсканируете акцизную марку вы об этом не узнаете.
  • Возможен пересорт по алкогодам при приходе товара от поставщика. Такая ситуация не редкость и избежать этот пересорт можно только сканирую каждую акцизную марку при приемке товара.
  • В ДАЛИОНе есть возможность сопоставить одну управленческую номенклатуру нескольким позициям ЕГАИС. Без сканирование акцизной марки сложно будет определить на какую позицию ЕГАИС ставить фактический остаток товара.

Как выравнивать остатки в ЕГАИС без сканирования акцизных марок можно прочитать в статье наших партнеров компании Авангард (г. Брянск).


Теги: ЕГАИС, автоматизация розницы

Предприятия общепита могут не вносить в систему ЕГАИС данные об остатках алкогольной продукции, поскольку они освобождены от обязанности по передаче в ЕГАИС сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции. (Но только при условии, что они не занимаются розничной продажей алкоголя вне рамок оказания услуг общепита.) А это означает, что на уровне ЕГАИС текущие остатки алкогольной продукции у лиц, занимающихся розничной продажей такой продукции при оказании услуг общепита, контролироваться не будут. Однако в последнее время от чиновников Росалкогольрегулирования стала поступать информация о том, что предприятия общественного питания должны передать в ЕГАИС сведения об остатках алкогольной продукции.

Переходный период

Напомним, предприятия, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции, обязаны фиксировать и передавать в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) сведения об объеме оборота алкогольной продукции . Это требование следует из абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ , согласно которому оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота указанной продукции в ЕГАИС. По общему правилу данное требование заработало с 01.01.2016, но оно отсрочено - переходный период (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ):
  • до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
  • до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях. В то же время в добровольном порядке данные в ЕГАИС можно передавать уже сейчас (нарушением это не является).
Для понимания того, каким образом трактуется требование о передаче данных в ЕГАИС, следует обратить внимание на следующее понятие, представленное в ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ.

О требованиях к предприятиям общепита

Помимо переходного периода, на уровне самого Федерального закона № 171-ФЗ введены случаи-исключения (п. 2.1 ст. 8), когда требование, установленное абз. 8 п. 2, исполнять не нужно. В частности, оно не распространяется на учет объема :
  • розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции (пп. 1);
  • розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пп. 2);
  • розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее 3 000 человек, в которых отсутствует точка доступа к Интернету. Перечень таких поселений определяется законом субъекта РФ (пп. 3);
  • перевозок алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 25% объема готовой продукции (пп. 10).
Следовательно, в ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ для предприятий общепита есть важное исключение, которое, если его перефразировать, звучит так: в ЕГАИС не нужно передавать данные об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Означает ли это, что предприятия общепита вообще могут не фиксировать и не передавать сведения в ЕГАИС?

Предположение

Что следует понимать под розничной продажей алкогольной продукции, в Федеральном законе № 171-ФЗ не указано. В свое время определение можно было найти, в частности, в Законе г. Москвы от 20.12.2006 № 64 «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции», но он утратил силу 23.12.2011.

Из представленного определения следует, что под розничной продажей алкогольной продукции понимается не только реализация продукции конечному потребителю, но и закупа, а также хранение алкогольной продукции. Подтверждает это и то, что предприятия общепита с целью легализации своей «алкогольной» деятельности должны получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (лицензию на закупку или хранение алкогольной продукции им получать не нужно). Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относятся:

  • производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
  • производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
  • розничная продажа алкогольной продукции;
  • перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции;
  • производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
С учетом изложенного можно было бы предположить, что на предприятия общественного питания вообще не распространяется требование о передаче данных в ЕГАИС.

О закупке

Однако уже в прошлом году Росалкогольрегулирование выпустило письмо (от 08.12.2015 № 23930/03) с такими разъяснениями.
Под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю указанной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью Закупка алкогольной продукции с целью ее розничной продажи осуществляется на основании договора поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием
Вывод: организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязаны представлять в ЕГАИС сведения об объемах оборота алкогольной продукции в части ее закупки

Таким образом, чиновники посчитали, что сведения об объеме оборота алкогольной продукции при оказании услуг общепита должны передаваться в ЕГАИС только в части ее закупки. Подобный подход продемонстрировал и Минфин в . Отвечая на вопрос о реализации алкогольной продукции через мини-бары гостиничных номеров, он указал:

С 1 января 2016 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе через мини-бары, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.

В ответе на вопрос о фиксации возврата алкогольной продукции в системе ЕГАИС финансисты это еще раз подчеркнули.

Учитывая, что организации, осуществляющие оказание услуг общественного питания, фиксируют в ЕГАИС только сведения о закупке алкогольной продукции, фиксация в ЕГАИС возврата конечным потребителем продукции, дальнейший оборот которой невозможен, не предусмотрена Федеральным законом № 171-ФЗ.

Однако сейчас появилась информация (неофициальная) о том, что предприятия общепита должны фиксировать в ЕГАИС, помимо сведений о закупке, еще и данные по хранению алкогольной продукции. Поясним.

Об остатках алкоголя в системе ЕГАИС

Порядок фиксации и передачи хозяйствующими субъектами данных в ЕГАИС, включая переходные моменты, на законодательном уровне не урегулирован. Этот пробел Росалкогольрегулирование пытается отчасти восполнить, например, путем размещения новостей в Интернете на специализированном портале http://egais.ru . Так, 19.07.2016 появилась новость под названием «Учет остатков продукции в ЕГАИС для оптовиков и розницы» такого содержания:

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что предприятия оптовой и розничной торговли должны вести учет оборота алкогольной продукции в системе ЕГАИС, в том числе в части хранения остатков продукции.

С целью исполнения указанной обязанности Служба напоминает, что остатки продукции в системе ЕГАИС должны быть приведены в соответствие фактическим в срок до 01.01.2017.

Далее предложено ознакомиться с методологией ведения учета остатков по ссылке http://fsrar.ru /files/retail_stock3.pdf. Если ею воспользоваться, то открывается текст (без каких-либо реквизитов, то есть это неофициальный документ) с заголовком «Ведение остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016)», который начинается так:

Росалкогольрегулирование доводит до сведения организаций розничной торговли методологию в части отражения текущих остатков продукции в системе ЕГАИС.

1. Остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей путем составления:

А. Акта постановки на баланс продукции с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016». Остатки будут сформированы на первом регистре остатков. В акте необходимо будет указать штриховые коды с марок и реквизиты сопроводительных документов

В. Акта постановки на баланс продукции в торговом зале с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016». Остатки будут сформированы на втором регистре остатков. В акте необходимо будет указать только алкогольное наименование (алкогольный код). Побутылочное сканирование и указание реквизитов сопроводительных документов в этом случае не требуются.

2. Автоматический контроль текущих остатков в ЕГАИС будет включен после 01.01.2017.

Таким образом, Росалкогольрегулирование в неофициальной форме дает указание розничным продавцам внести в ЕГАИС остатки алкогольной продукции, закупленной до 01.01.2016, но не реализованной после 01.10.2016. (Из текста методики становится понятно, что требования, представленные в ней, касаются маркируемой алкогольной продукции.)

Обратите внимание

С 01.10.2016 действует ограничение по введению остатков алкоголя в ЕГАИС через регистр остатков № 1 (не более 100 единиц продукции в месяц), при этом регистр остатков № 2 «работает» без ограничений.

При этом в методике нет специального указания (или исключения) на то, что остатками должны заняться и предприятия общепита. В то же время в разделе «Списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС», даны такие указания:

Списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, осуществляется путем:

А. Фиксации акта списания продукции. При этом продукция будет списываться с первого регистра остатков. При списании будет необходимо указывать реквизиты сопроводительных документов. Помарочное сканирование в данном случае не требуется

В. Фиксации акта списания продукции в торговом зале. При этом продукция будет списываться со второго регистра остатков. При списании будет необходимо указать только алкогольное наименование (алкогольный код). Указание реквизитов сопроводительных документов и сведений с марок не требуется.

3. Объем реализованной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, может списываться с указанием основания «Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС» и даты акта, соответствующей дате продажи.

Методика сыровата, поэтому Росалкогольрегулирование накапливает практику (в том числе путем проведения конференций, на которых оптовые и розничные продавцы алкогольной продукции задают вопросы, рассказывают о возникших проблемах), чтобы потом выпустить соответствующий нормативный правовой акт. Одна из последних таких конференций по теме «ЕГАИС: вопросы эксплуатации в организациях розничного и оптового звена алкогольного рынка» прошла 20 октября в г. Москве. В ходе ее проведения Антон Гущанский, начальник Управления автоматизированных информационных систем, отвечая на вопросы функционирования системы ЕГАИС в опте и рознице, подчеркнул, что остатки алкогольной продукции должны быть переданы в ЕГАИС всеми без исключения предприятиями, в том числе занимающимися оказанием услуг общепита, объясняя это следующим образом. Предприятия общественного питания освобождены от фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции конечному потребителю. Однако согласно ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ в понятие оборота включается хранение продукции. Поэтому методология ведения учета остатков касается всех организаций, осуществляющих продажу розничной продукции, в том числе реализующих алкоголь при оказании услуг общепита.

Таким образом, исходя из неофициальной позиции официальных лиц, предприятия общепита должны зафиксировать в ЕГАИС информацию о хранящейся продукции (остатках), единственное - пока подобное требование служба предъявляет только к маркируемой продукции.

И еще один важный момент. Из раздела методики, где описан порядок списания продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, можно предположить, что организации, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, вправе сами решать, списывать ли им объем реализованного алкоголя, поскольку в этой части употреблено слово «может». Однако Антон Гущанский альтернативы не дает: указанные организации должны осуществлять списание проданной алкогольной продукции либо по чекам, либо одним актом за сутки. Именно в связи с этим выбором в методологии и употреблено слово «может». По поводу даты продажи в акте списания продукции чиновник также высказался: возможно, после обсуждений методологии будет принята не дата продажи, а какой-то другой вариант.

Если следовать указаниям (причем неофициальным) чиновников Росалкогольрегулирования, «льгота», предусмотренная Федеральным законом № 171-ФЗ для лиц, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции в рамках оказания услуг общепита, становится достаточно условной. Ведь они требуют не только заносить в ЕГАИС сведения о закупленной алкогольной продукции, но и выводить остатки алкоголя (первоначально внеся информацию об остатках продукции, которая была закуплена до 01.01.2016, но не реализована после 01.10.2016). Последнее означает, что предприятия общепита в ЕГАИС должны, по сути, также фиксировать данные о проданной продукции, единственное - то, что они могут это делать не по чекам в разрезе алкогольного на­именования, а путем составления акта списании продукции, который и фиксируется в системе. Будут ли узаконены представленные требования чиновников, покажет время. Однако игнорировать их, наверное, не стоит. Ведь нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - это административно наказуемое деяние по ст. 14.19 КоАП РФ, которое грозит должностным лицам штрафом от 10 000 до 15 000 руб., юридическим лицам - от 150 000 до 200 000 руб.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».