Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды. Получение информации о состоянии окружающей среды Понятие и виды экологических прав граждан




Основные резервы развития производства, их классификация

Переход экономики на рыночные отношения делает объективно необходимым изыскание на предприятиях внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

Под внутрипроизводственными резервами понимают возможности улучшения использования ресурсов предприятия (материально-технических, энергетических, финансовых, рабочей силы) в результате совершенствования техники, технологии, организации труда, производства и управления.

По методам реализации различают технические и организационные резервы. Технические связаны с повышением технологичности, снижением материалоемкости и трудоемкости готового продукта за счет технических усовершенствований. Организационные связаны с совершенствованием структуры управления, применением более прогрессивных форм организации труда и производства. Организационные резервы тесно связаны с научно-техническим и социальным развитием предприятия.

По времени мобилизации внутрипроизводственные резервы классифицируются на текущие и перспективные. К текущим относятся такие резервы, которые не требуют значительных капиталовложений и могут быть использованы в ближайшем плановом периоде, к перспективным - которые требуют больших капиталовложений и могут быть использованы в перспективе.

В зависимости от характера ресурсов , использование которых намечается улучшить, различают резервы:

1. использования орудий и средств труда (возможности более полной загрузки оборудования, сокращения времени его пребывания в ремонте, рационального использования инструмента и т. д.);

2. экономии предметов труда (возможности безотходного и комплексного использования сырья и материалов, их рационального выбора, использования отходов, усиления режима экономии, пересмотра нормативов и т.д.);

3. экономии рабочего времени (возможности более полной разгрузки работников, сокращения потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, изменение структуры кадров и т.д.);

4. готового продукта (возможности улучшения свойств, повышение долговечности и надежности изделий, снижение брака, использование требований международных стандартов и т.д.);

5. общепроизводственные: связанные с организацией производственного процесса (сокращение длительности производственного цикла, размеров незавершенного производства, запасов), а также неиспользованные возможности сокращения сроков технической подготовки производства и освоения новых видов продукции.

Выявление организационных резервов должно:

1. обеспечить пересмотр и уточнение норм, на базе которых производятся расчеты основных показателей работы предприятия;

2. дать качественную и количественную характеристику выявленных резервов;

3. выявить организационные нововведения и разработать организационно-технические мероприятия, направленные на использование выявленных резервов.

Результаты анализа организационных резервов должны давать наиболее полную и системную ориентацию всех звеньев производства на максимизацию конечных результатов деятельности предприятия.

Анализ организационного состояния системы прежде всего состоит в оценке того, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам и условиям ее функционирования.

Системный анализ представляет собой совокупность приемов и методов исследования некоторого объекта как определенной системы, имеющей как внутренние, так и внешние многообразные связи с другими окружающими объектами.

В ходе анализа следует получить ответы на такие вопросы: где «узкое» место? есть ли резервы? Ответы на них можно получить на основе анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия (цеха, участка, бригад), графика ритмичности производства, балансов рабочего времени, данных о текучести кадров и т. д.

Далее проводится исследование или дальнейшее изучение системы по заданным направлениям. Этот процесс состоит в последовательной оценке отдельных элементов, свойств и связей системы с позиции того, как они влияют на результат процесса. Приемы такой оценки могут быть различными для разного рода задач. Например, используя приемы функционально-стоимостного анализа, элемент системы или связь можно оценить по следующим вопросам:

Для чего он (она)? (Их функции в системном процессе.)

Велики ли затраты па него (на нее)?

Нельзя ли эту функцию выполнить с меньшими затратами, используя другой элемент или другую связь?

Нельзя ли вообще обойтись без выполнения этой функции без ущерба для системного процесса? (Обходной маневр).

Обеспечивает ли данный набор входящих в систему элементов и связей между ними достаточную полноту и законченность?

В практике решения организационных задач наиболее распространен нормативный подход, когда оценка отдельных объектов, свойств (параметров) и связей системы ведется на основе сравнения их с установленными нормативами, типовыми решениями, этапами. При этом успех решения зависит от прогрессивности и научно-технического уровня нормативов.

Вслед за анализом системы наступает процесс проектирования более эффективного варианта ее организации. Он выражается в исключении, замене или дополнении отдельных элементов и связей в системе, что могло бы обеспечить желаемый выход.

Найти оптимальный вариант, обеспечивающий максимальное значение критерия эффективности при минимально возможных затратах, еще не значит решить проблему. Для принятия реально осуществимого решения необходимо изучить информацию о ресурсах, необходимых для его реализации.

Анализ ресурсов может привести к выводу о невыполнимости данного варианта решения имеющимися средствами, людскими ресурсами и в заданный срок. В этом случае в принимаемый вариант вносятся различного рода коррективы, которые могут привести к некоторому снижению критерия эффективности, хотя делают решение реально осуществимым.

Работа по организации оперативного обслуживания начинается с того, что сотрудник оперативного подразделения, получивший в оперативное обслуживание отрасль (зону, линию работы) должен знать, сколько и каких предприятий (учреждений, организаций) находится на обслуживаемой территории. Далее сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки. В общем плане в содержание оперативной обстановки включаются следующие группы факторов:

географические;

климатические;

экономические;

социально-демографические;

криминогенные;

наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа.

Указанная совокупность характеристик используется в основном управленческими структурами. Для оперативного состава правоохранительных органов, как правило, необходим анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (группе объектов), территории либо линии работы. В этой связи содержание оперативной обстановки существенно сужается и включает лишь следующие факторы:

Социально-экономическая характеристика;

Криминогенная обстановка;

Силы и средства оперативного сотрудника правоохранительного органа.

В результате анализа оперативной обстановки на определенной территории сотрудник должен получить следующую информацию:

1. По социально-экономической характеристике:

экономический потенциал (количество предприятий, учреждений, организаций, направленность их хозяйственной деятельности);

производственные и иные связи; предпринимательская активность населения;

положение социально слабо защищенных категорий граждан; уровень собираемости налогов;

наличие и состояние коммуникаций и т.п.

2. По криминогенной обстановке:

Структура, уровень, динамика и удельный вес преступности;

Наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес;

Распространенность административных правонарушений; криминологическая характеристика лиц, совершающих правонарушения;

Состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;

3. Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:

Наличие и качественная характеристика конфиденциальных сотрудников;

Перечень субъектов, с которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;

Техническая вооруженности оперативного сотрудника и т.д.

Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением и реализацией, способствуют изучение:

Технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;

Данных в отношении материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;

Материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;

Структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов, осуществления пропускного режима на них;

Порядка подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с наркотиками.

Сотрудники подразделений правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:

Наркоманов, потребителей наркотиков См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления, связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных лиц, имеющих доступ к наркотикам;

Рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств;

Случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;

Фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;

Подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;

Оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.

Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.

Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:

Акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;

Населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;

Населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;

Районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;

Предприятия по переработке См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., хранению, производству наркотикосодержащего сырья.

Их оперативное обслуживание имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли, установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.

Оперативное обслуживание территорий и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:

Изучение, анализ, оценка оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;

Определение режимов оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;

Организация системы сбора информации, представляющей оперативный интерес;

Планирование оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с наркотиками.

Комплексный анализ и оценка сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между различными службами и подразделениями.

Оперативное обслуживание объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и расстановке негласного аппарата.

Положительных результатов в борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с наркопреступностью.

Осуществление контроля, регулирования и управления промышленными объектами текстильного производства требует, в первую очередь, получения объективной исходной информации о состоянии и ходе технологических процессов, протекающих в объектах автоматизации. В процессе измерения разнообразных физических величин, необходимо определять количественное значение с помощью соответствующих технических устройств, называемых средствами получения измерительной информации (датчиками ). Эти устройства являются неотъемлемой частью практически любой системы промышленной автоматики.

При большом многообразии измеряемых технологических параметров трудно рассчитывать на успешную разработку датчиков без их систематизации и унификации. Проведенные в 70-х годах ХХ века Институтом проблем управления исследования по оценке размеров области такой информации позволило создать кадастр величин и параметров, подлежащих измерению.

Кадастр – систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Он объединяет физические величины, которые определяют состояние технологических объектов управления различных отраслей. К ним относятся величины пространства и времени, механические, электрические и магнитные, акустические, световые, а также относительные. Кадастр определяет перспективы развития номенклатуры средств измерений – датчиков технологических процессов.

На рис. 2.1 представлена структура кадастра измеряемых величин. Главным образом это величины, используемые для контроля и автоматизации промышленных объектов. Приведенные классификация и перечень измеряемых и регулируемых величин ГСП в достаточной мере условны: они отражают главным образом существующую традицию, но, с другой стороны, ограничивают область распространения, определяют номенклатуру всех ТСА, входящих в ее состав, и служат для того, чтобы очертить круг объектов контроля и управления, охватываемых в настоящее время ГСП.

Основные понятия в метрологии

Метрологией называется наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Она служит теоретической основой измерительной техники.

Измерением называют нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Для решения задач автоматического контроля и регулирования технологических параметров текстильного производства существенным является достоверность значения измеряемой величины контролируемого параметра. Таким образом, для измерения характерно, прежде всего, получение количественной информации об измеряемой величине, или так называемой измерительной информации .



Отличительной чертой измерения является то, что этот процесс обязательно предусматривает тот или иной простой или сложный физический эксперимент. В ряде случаев количественная информация об измеряемой величине не может быть получена только путем теоретических расчетов. Если даже значения отдельных величин получают расчетным путем, то используемые в этих случаях расчетные формулы обязательно должны содержать значение других величин, определяемое экспериментально.

Для проведения измерения необходимы, естественно, средства измерения, с помощью которых осуществляется измерительный процесс, а также способ или метод измерения, характеризуемый физическим явлением, которое используется при измерении в зависимости от применяемых средств измерений.

Таким образом, в понятие «измерение» входят следующие основные элементы: условие измерения, единицы физических величин, средства измерения, методы измерения, наблюдатель или какие-либо технические устройства восприятия и использования значения измеряемой величины, результат измерения.

Измеряемые величины . При рассмотрении этого вопроса остановимся только на измерении детерминированных величин, не затрагивая измерение статистических характеристик случайных процессов.

Различают непрерывные по значению величины и дискретные. Первые характеризуются тем, что в заданном диапазоне измерения могут иметь бесконечное число значений. Дискретная же по значению величина в заданном диапазоне измерения имеет ограниченное число значений (уровней), причем любое последующее значение отличается от предыдущего на одно и то же значение.



В измерительной технике применяют также термин «аналоговая величина», т. е. величина, представляющая собой подобие другой величины, или, иначе, отображающая другую величину. Если первая (основная) величина изменяется непрерывно, то и аналоговая величина также будет изменяться непрерывно. По этому признаку приборы с перемещающимся по шкале указателем получили название аналоговых, а приборы, которые выдают измерительную информацию в дискретной форме в виде чисел, – цифровых.

Условия измерения . При измерении необходимо учитывать взаимное воздействие среды и средств измерения, с помощью которых получают измерительную информацию. Введение средств измерений в среду не должно изменять ее свойств, в противном случае будет получена ложная или искаженная в той или иной степени информация. Вместе с тем следует подчеркнуть, что взаимодействие среды и средств измерений необходимо, так как только благодаря этому и происходят передача и прием измерительной информации прибором. Влияние условий измерения должно учитываться при выборе метода и обработке результатов измерений.

Единицы физических величин . В измерениях важнейшая роль принадлежит единицам физических величин, имеющим такие размеры, которым по определению присвоено числовое значение «1». Для сравнения и однозначного интерпретирования результатов измерений в законодательном порядке установлена система единиц. Основные единицы воспроизводятся в виде эталонов, т. е. таких средств измерений, которые позволяют с наибольшей достигнутой точностью передавать воспроизводимый размер единицы другим средствам измерений, используемым в широкой практике.

Средства и методы измерений . Технические средства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические свойства, называются средствами измерений. Средства измерений служат базой измерительной техники.

Методы проведения измерений зависят от приемов получения измерительной информации и закономерностей, положенных в основу измерений, а также от многих других факторов: рода измеряемой величины, ее значения, условий измерения, требуемой точности и т. д. Фактически метод измерения определяется принципом сравнения измеряемой величины с единицей и физическими закономерностями, положенными в основу измерения.

Результат измерения . Любое средство измерения по ряду причин не может дать абсолютно точного значения измеряемой величины. Поэтому истинное значение величины приходится рассматривать лишь как значение, идеально отображающее в качественном и количественном отношении соответствующее свойство данного физического объекта. Для практического же использования принимается значение величины, определенное экспериментально с помощью средств измерения в такой мере, что для конкретной цели оно может быть принято вместо истинного значения. Таким образом, одной из кардинальных задач при измерениях является оценка погрешностей измерения.

Поскольку коммерческий успех предприятия в современных условиях зависит от степени удовлетворения потребителя, система качества должна быть ориентирована на информацию о потребностях и степени их удовлетворения, а также о состоянии рынка конкурентов и качестве выпускаемой ими продукции.

Основу системы качества должны составлять маркетинговые исследования, при осуществлении которых необходимо учитывать следующие особенности современного рынка:

– потребитель диктует, что, когда в каком виде хочет получить и по какой цене;

– конкуренция на рынке ввиду его глобализации резко обостряется;

– потребности потребителей и ситуация на рынке изменяются очень быстро.

Функция маркетинга должна заключаться в определении потребностей, спроса, конкретных и ожидаемых требований потребителей и рынка, характеристик продукции, соответствующих требованиям потребителей и нормативных документов.

Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта.

Рассмотрим понятие конкурентоспособности. Это очень важный критерий, характеризующий возможности фирмы существовать в рыночных условиях.

В общем случае подконкуренцией понимается: элемент рыночного механизма или форма взаимодействия рыночных субъектов или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа или

Нас интересует сейчасконкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

Оценка конкурентоспособности товара (КСП) производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество.

Способы получения информации: анализ рынка, открытые источники, маркетинговые исследования, собственные исследования, привлечение специалиста со стороны и т.д.



Планирование качества

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный мс времени или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения качества должно опираться научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.

Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдел свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия; подготовки кадров и т.д.

Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

Обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

Повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;



Установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

Совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

Увеличение выпуска сертифицированной продукции;

Улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

Своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

Обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

Разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономичен эффективности.

Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано, прежде всего, на:

Тщательном изучении текущего и перспективного спроса продукцию;

Анализе отзывов потребителей о поведении продукции в эксплуатации;

Проработке договоров с заказчиками.

Планы повышения качества должны учитывать также:

Результаты сертификации продукции;

Прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий;

Результаты научных исследований;

Патентные материалы;

Лицензии;

Данные научно-технической информации;

Требования потребителей.

Создание системы качества

Система качества это совокупность организационной культуры, методик, процессов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Выбор модели системы качества зависит от финансового состояния предприятия, целей, которые оно преследует при создании системы, размеров предприятия, структуры и организации производства. Создание эффективной структуры системы качества требует максимальной интеграции деятельности всех подразделений и служб предприятия.

Успешное функционирование системы качества и её дальнейшее совершенствование зависит от оргструктуры управления качеством, которая может быть:

– вертикальной (сверху вниз);

– горизонтальной (система сотрудничества).

Выбор оргструктуры зависит от предпочитаемой предприятием концепции управления качеством и целей создания системы качества. Иерархические оргструктуры с вертикальными процессами управления, как правило, плохо приспособлен к осуществлению разработки и внедрения современных систем качества. Наиболее эффективны горизонтальные процессы управления качеством, среди которых получили признание в мире следующие:

– проектный стиль управления;

– статистическое управление процессами;

– построение организационных структур из цепочек «потребитель­ – поставщик»;

– структурирование функций качества.

Большое распространение получил проектный стиль управления. Проект всегда ориентирован на конкретного потребителя и заказчика продукции. Руководитель проекта назначается высшим руководством предприятия и подотчетен только ему. Внутри проекта на конкурсной основе создается команда проекта, которая разрабатывает все процессы и систему качества в соответствии с требованиями данного потребителя. Сущность статистического управления состоит в использовании статистических методов, позволяющих максимально снизить вариабельность процесса. Деминг утверждал, что качество продукции будет тем выше, чем меньше будет вариабельность проектов.

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды . права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.

Гражданам принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Информация – любые сведение, независимо от формы их представления.

Объектом отношений, возникающих в ходе реализации права граждан на экологическую информацию, выступает сама экологическая информация , в составе которой могут содержаться сведения:

О состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, флоры и фауны, природных комплексов;

Об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние и объекты окружающей среды и их источниках;

О деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

О мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

О деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством Российской Федерации.

Гарантиями прав граждан служат своевременность предоставления официальными органами экологической информации, ее достоверность и полнота.

Так, достоверной признается не искаженная экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления или иной собственник (владелец) информационных ресурсов.

Своевременной может быть признана информация, передаваемая лицу, обратившемуся за ней, в максимально короткие сроки с момента запроса и обязательно - до истечения срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. В случае, если официальные органы не ответили в течение 1 месяца на запрос граждан о получении информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, граждане в такой ситуации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

КОАП РФ (статья 8.5) предусматривает административную ответственность за «сокрытие или искажение экологической информации». (Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию).