Таможенные органы рф. Функции и полномочия таможенных органов Что будем делать с полученным материалом




Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

1. проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2. содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

3. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

4. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5. обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6. обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8. выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

11. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12. обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14. обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16. проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Таможенные органы Российской Федерации являются федеральными органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти в соответствии с утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. структурой федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» СЗ РФ от 15 марта 2004 г. N 11 ст.945 Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимания таможенных платежей; таможенного оформления и контроля и т.д. Эти направления - основные в деятельности таможенных органов.

Заметим, что в этих сферах деятельности таможенные органы выступают в качестве административно-исполнительных органов.

Таможенные органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое. При этом распорядительная деятельность таможенных органов имеет свои особенности, важнейшей из которых является ее нормативный характер.

Она проявляется в принятии таможенными органами соответствующих правовых актов. Исполнительная (организационно-исполнительная) деятельность может осуществляться в иных формах. Это, в частности, рабочие совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных органов; встречи по обмену опытом и в процессе переподготовки таможенных кадров; научно-методические, практические конференции и семинары работников таможенных органов.

Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Такая их характеристика требует дополнительных пояснений. В широком смысле слова любой государственный орган можно считать правоохранительным. Однако существует и является общепринятым более узкое понимание термина "правоохранительные органы": к ним обычно причисляют судебные и прокурорские органы, адвокатуру, нотариат, органы внутренних дел и др.См. подробнее: Габричидзе Б.Н. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации. М„ 2002. С. 8-96.

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют с учетом интересов страны, укрепления, ее экономического суверенитета и экономической безопасности.

Поскольку и общие, и конкретные задачи и функции таможенных органов определяются в таможенном законодательстве, стержнем которого является ТК, уместно в этом случае сослаться на его преамбулу: "Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации... обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела". Под государственными органами понимается в данном случае широкий круг государственных органов (а не только таможенные органы), несущих согласно законодательству обязанности в области таможенного дела. Можно сделать вывод, что само таможенное дело и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются правоохранительными по своему характеру и в большинстве случаев выступают именно в таком качестве.

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов имеет и более конкретные специфические проявления, которые отчетливо видны при анализе структуры таможенного дела, а также ряда отдельных полномочий этих органов. Ст 408 ТК РФ Комплексный характер таможенного дела предопределяет наличие в нем неоднородных элементов, в том числе правоохранительных, и соответствующую деятельность таможенных органов. В соответствии с этими статьями таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде и по ряду других преступлений в сфере таможенного дела (ст.151, 157 УПК РФ), в случаях, определенных ТК, эти органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

В кодексе установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов (ст.151 , 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение собственной безопасности.

Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Основной объем работ в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц.

Ввиду особой управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций, выполняемых ФТС России, ведущего значения данного центрального органа в реализации ТК и выделения его места в самом Кодексе, а также практической организации его таможенной деятельности проанализируем более подробно его правовой статус, состав, структуру и принципиальные вопросы применения положений и норм ТК. К сожалению, в самом Кодексе статус и функции Федеральной таможенной службы России сформулированы весьма схематично и сжато: по существу отсутствует развернутая характеристика правовой и функциональной организации ФТС.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

На сегодняшний день Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции : См.приложения

выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению;

осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности :

1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5. принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

7. принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

8. осуществляет:

8.1. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

8.2. ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

8.3. ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

8.4. аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

8.5. выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

9. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

10. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

11. осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

12. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

13. осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

15. осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

16. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

17. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

18. рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

19. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

20. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

21. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

25. осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

26. осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

27. реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

и другие функции в пределах своей компетенции.

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право :

1. по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров; определять регион деятельности таможенных органов;

утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

2. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

3. запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

5. осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9. разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. Например, эти ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти органами власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится таможенной службе РФ, которая на данный момент переживает новый этап своего развит и реформирования.

Законом РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ был принят новый Таможенный кодекс РФ. Это был уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства, вступивший в действие с 1 января 2004 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу РФ (п. 15), находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Во исполнение данного подзаконного нормативного правового акта министр экономического развития и торговли РФ принял приказ от 5 июля 2004 г. № 190 «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в федеральную таможенную службу. В официальных источниках не опубликован. 21 августа 2004 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о федеральной таможенной службе.

Целью таможенных органов РФ является осуществление таможенного регулирования посредством наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.

Основные задачи таможенных органов РФ:

  • - взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;
  • - осуществление государственного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
  • - контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;
  • - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере;
  • - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • - добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  • - осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарообмена через таможенную границу РФ;
  • - взимают таможенные пошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • - обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • - обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • - обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • - ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  • - осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • - ведут таможенную статистику внешней торговли;
  • - обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;
  • - осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  • - проводят научно-исследовательские работы по вопросам таможенного дела.

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом. Она вправе создавать учреждения, которые входят в систему таможенных органов, однако не осуществляют правоохрану. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 429 от 21 августа 2004 г. ФТС в качестве одного из полномочий «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях».

Региональные таможенные управления РФ (РТУ) являются промежуточным звеном между ФТС России таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов РВ и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС России.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимости от своего территориального размещения подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным относят таможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских портах. К ним относятся и пункты перехода (пропуска) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.

К внутренним относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах сосредоточения участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории РФ. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят (ст. 402 ТК РФ):

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

Таможни;

Таможенные посты.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности Федеральная таможенная служба РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ФТС РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.


Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Единая система таможенных органов - это вся совокуп­ность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

Целостность системы образуют взаимосвязь и зависи­мость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процес­са осуществления таможенного дела.

Иерархичность системы характеризуют отношения субор­динации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов Федерации, различ­ными объединениями и структурами участников внешнеэконо­мических связей.

Характерные признаки любой системы - ее целенаправ­ленность и целесообразность, которые придают ей самостоя­тельность.

Применительно к системе таможенных органов самостоя­тельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты - символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности со­трудников таможенных органов регламентированы Федераль­ным законом Российской Федерации «О службе в таможен­ных органах Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 1997 г. ОСНОвы с.22

Регулирование таможенного дела в Российской Федерации осуществля­ется на основе Таможенного кодекса от 18 июля 1997 г. и Закона «О тамо­женном тарифе» от 21 мая 1993 г. Таможенное дело в Российской Феде­рации охватывает таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, технический контроль и другие средства проведения таможенной политики государства.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Прави­тельство Российской Федерации, а непосредственное руководство - Госу­дарственный таможенный комитет. В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Никакие государственные органы, кроме Государст­венной Думы, Федерального собрания, Президента и Правительства Россий­ской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетен­цию таможенных органов, либо изменять их структуру, функции и задачи. К основным функциям таможенных органов относятся:

Участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой по­литики;

Контроль за исполнением законодательства;

Защита прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и органи­заций при осуществлении таможенного дела;

Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов России; 459

Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

Обеспечение соблюдения установленного порядка перемещения това­ров и транспортных средств;

Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налого­вого законодательства применительно к товарам, перемещаемым через тамо­женную границу России;

Пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркоти­ческих средств, оружия, предметов художественного, исторического и архео­логического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллек­туальной собственности и других товаров;

Осуществление таможенного контроля, таможенного оформления и валютного контроля. ДЕГ с.460

Центральным органом федеральной исполнительной вла­сти Российской Федерации, осуществляющим непосред­ственное руководство таможенным делом в стране, является Государственный таможенный комитет Российской Федера­ции (ГТК РФ). Помимо него в единую таможенную систему страны входят:

Региональные таможенные управления;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Пра­вительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация ре­гиональных таможенных управлений и таможен осу­ществляются ГТК РФ. Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных постов осуществляется региональными та­моженными управлениями. ПАН с.378

Региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты действуют на основании положений, ут­вержденных ГТК РФ.

Организационная структура ГТК РФ определяется Пра­вительством РФ и Председателем ГТК РФ. Председатель ГТК РФ назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ. Председатель ГТК РФ не только руководит деятельностью комитета, но и осуществляет общее руководство системой таможенных органов.

Председатель ГТК РФ имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности ко­торых относится к компетенции Правительства РФ. Пред­седатель ГТК РФ распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ГТКРФ. Работу коллегии возглавляет председатель ГТК РФ, в ее состав входят заместители председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказом председа­теля ГТК РФ, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. ПАН с.379

Организационная структура ГТК РФ включает несколь­ко функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных до­ходов, управление организации таможенного контроля, от­дел валютного контроля и др.).

Территориальными органами таможенной системы яв­ляются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.

Региональные таможенные управления создаются, ре­организуются и ликвидируются на основании приказов пред­седателя ГТК РФ. В России созданы следующие региональ­ные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Даль­невосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы тамо­женных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. ПАН с.380

Для реализации поставленных задач региональные уп­равления наделяются правом требовать от организаций и граж­дан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить конт­рольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или изменять постановления по этим делам, выносимые та­можнями региона. Региональное управление имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряже­ния, вносить в ГТК РФ предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвра­щение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты.

Территориальные границы таможни могут, как совпадать, так и не совпадать с границами адми­нистративно-территориального и национального деления ре­гионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни рас­пространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распро­страняется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:

Пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);

Внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

Помимо территориальных таможен создаются специализированные таможни для осуществления отдельных видов деятельности (энергетическая, акцизная) и центры таможенного оформления. С целью максимального приближения к участникам внешнеэкономических связей в ряде мест создаются таможенные посты.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Они могут быть специализированными, пограничными и внутренними.

Как правило, таможенные посты создаются вдоль госу­дарственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии. ПАН с.381

В зависимости от специфики таможенных операций раз­личают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт «Внуково», г. Москва), Шереметьевская региональная (аэро­порт «Шереметьево», «Домодедово», г. Москва), Пулковская (аэропорт «Пулково», г. Санкт-Петербург) и др.

Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Саха­линской области) и др.