Ошо стать собой путь к самопознанию. Ошо о трудностях любви к себе – как научиться любить себя. Люби, но ничего не ожидай – отдавай




Невежество бедно; это нищий – оно хочет того или другого, хочет быть знающим, хочет быть респектабельным, хочет быть состоятельным, хочет быть облеченным властью. Невежество движется по пути желания. Невинность – это состояние отсутствия желаний. Но поскольку оба они лишены знания, мы путали их природу. Мы принимали как данность, что это одно и то же.


Первый шаг в искусстве жить – понять различие между невежеством и невинностью. Невинность следует поддерживать, защищать – потому что ребенок принес с собой величайшее сокровище, сокровище, которого святые добиваются тяжкими усилиями. Святые говорят, что снова стали детьми, что родились вновь. В Индии настоящий брамин, настоящий знающий, называет себя двиджем, дваждырожденным. Почему дваждырожденным? Что случается с первым рождением? Какая необходимость во втором? И что будет достигнуто вторым рождением?


Во втором рождении он достигает того же, что было доступно и в первом, но что общество, родители, окружающие его люди разрушили, раздавили. Каждого ребенка набивают знанием. Его простоту нужно каким-то образом удалить, потому что простота не поможет ему в этом соревнующемся мире. В простоте он будет казаться миру простаком; его невинность будут эксплуатировать, как только возможно. Боясь общества, боясь мира, который мы сами создали, мы пытаемся сделать каждого ребенка как можно более хитрым, коварным, знающим – чтобы он оказался в категории тех, кто у власти, не в категории угнетенных и бессильных.


И как только ребенок начинает расти в неправильном направлении, в этом направлении он и продолжает двигаться – вся его жизнь движется в этом направлении.


Когда ты понимаешь, что упускал жизнь, первый принцип – вернуться к невинности. Отбрось знание, забудь свои священные писания, забудь религии, теологии, философии. Родись вновь, стань невинным – и это в твоих руках. Очисти ум от всего, что тобою не познано, от всего, что заимствованно, от всего, что исходит от традиции, условностей. Все то, что было дано тебе другими, – родителями, учителями, университетами, – просто избавься от этого. Снова будь простым, снова будь ребенком. И это чудо возможно в медитации.


Медитация это просто странный хирургический метод, который отсекает тебя от всего, что не твое, и сохраняет только твое подлинное существо. Она сжигает все остальное и оставляет тебя обнаженным перед солнцем и ветром. Ты словно первый человек, который спустился на землю – который ничего не знает, который должен открыть все заново, который должен быть искателем, которому предстоит пуститься в паломничество.


Второй принцип: паломничество. Жизнь должна быть поиском – не желанием, но поиском; не амбицией стать тем или другим, президентом или премьер-министром, но поиском, попыткой найти: «Кто я?»


Очень странно, что люди, которые не знают, кто они, пытаются кем-то стать. Они даже не знают, кто они в это самое мгновение! Они не образованны в отношении своего существа – но у них есть цель становления.


Становление – это болезнь души.


Вопрос: Почему мне так трудно любить себя?

Ошо: Каждый ребенок рождается с огромной любовью к себе. А общество разрушает эту любовь, и религия разрушает эту любовь - потому что, если ребенок будет расти с любовью к себе, кто будет любить Иисуса Христа? Кто будет любить президента Рональда Рейгана? Кто будет любить родителей? Нужно отвлечь ребенка от любви к себе. Он должен стать обусловленным таким образом, чтобы его любовь всегда была направлена на внешний объект.

Это приводит к тому, что человек становится очень бедным, потому что, когда ты любишь кого-то снаружи, будь-то Бог, римский папа, отец, мать, муж, дети - кто бы ни стал объектом твоей любви - это делает тебя зависимым от объекта. Ты становишься вторичным в своих собственных глазах, ты становишься нищим. Ты был рожден императором, полностью удовлетворенным внутри себя. Но твой отец хотел, чтобы ты любил его, а мать хотела, чтобы ты любил ее. Все вокруг тебя хотят стать объектом твоей любви.

Никого не беспокоит то, что человек, который не может любить себя, не способен любить кого-либо еще. Таким образом, было создано совершенно ненормальное общество, в котором каждый старается любить кого-то - и не имеет ничего, чтобы отдать. И нет ни одного другого человека, который бы что-то дал ему. Почему влюбленные постоянно сражаются, придираются и изводят друг друга? По простой причине - они не получают того, что они думали получить. Оба нищие, оба пусты.

При правильном воспитании ребенку позволяют вырастать в любви к себе, поэтому он становится таким наполненным любовью, что деление любовью становится необходимостью. Он обременен любовью так, что желает с кем-либо разделить ее. И тогда любовь никогда не сделает тебя зависимым от кого-либо. Ты - тот, кто дает, а дающий не нищий. И другой также дающий. И когда два императора, хозяева своих собственных сердец, встречаются, возникает огромная радость. Никто ни от кого не зависит, все независимы и индивидуальны, основательно центрированы в себе, основательно заземлены на себя.

У него есть корни, глубоко проникающие внутрь его существа, откуда сок, называемый любовью, поднимается на поверхность и расцветает тысячью роз. Этот тип человека не был возможен до настоящего времени из-за ваших пророков, ваших мессий, ваших воплощений Бога и всех других видов идиотов. Они разрушили тебя ради своей собственной славы, ради своего эго. Они полностью раздавили тебя. Ты можешь понять логику.

Какой бы мессия, спаситель ни был объектом вашей любви, вы становитесь лишь тенями, слепо следующими за ним; или если вы полностью удовлетворены, переполнены любовью и цветете тысячью роз, тогда, кто заботится о том, чтобы его спасали — вы уже спасены. Кто беспокоится о рае - вы уже в нем. Священник умрет, если вы научитесь, как любить себя, у политика не будет последователей; власть имущие и корпорации обанкротятся. Все они процветают на искусной психологической эксплуатации вас.

Но научиться любить себя совсем не трудно, это естественная любовь. Если вы сумели делать что-то, что является неестественным, если вас научили, как любить других, не любя себя, значит противоположное очень просто. Вы уже совершили почти невозможное. Это только вопрос понимания, простого понимания, что «Я есть, чтобы любить себя, в противном случае я упущу смысл жизни. Я никогда не повзрослею, я просто состарюсь. У меня никогда не будет никакой индивидуальности. Я никогда не стану по-настоящему человечным, достойным, целостным.»

И более того, если вы не можете любить себя, вы не сможете любить никого больше в мире. Множество психологических проблем возникают от того, что вы были отвлечены от себя. Ты ничего не стоишь, ты не то, чем должен быть; твои действия должны быть исправлены. Из тебя нужно слепить определенную личность. В Японии есть деревья, возрастом 400 лет, но их высота только 15 см. Считается, что это одно из направлений искусства. Это убийство, чистое убийство! Дерево выглядит древним, но имеет только 15 см в высоту.

Они должны были стать высотой в 30 м, простираясь до звезд. Что с ними делают? Что за метод используют? Точно такую же стратегию применяют против человечества, людей. Они высаживают дерево в горшок, в котором нет дна. Поэтому, когда бы дерево ни отрастило свои корни, их обрезают, потому что в горшке нет днища. Они продолжают обрезать корни, а пока корни не прор
астут вглубь, дерево не может расти ввысь. Оно становится старым. Но никогда не вырастает вверх. Точно также поступают с людьми.

Ваша любовь к себе — это основная потребность для вашего развития. Поэтому я учу вас быть эгоистичными, что является естественным. Все религии учат вас быть альтруистами. Жертвуйте собой ради любой идиотской идеи: флаг -просто сгнивший кусок ткани. Вы жертвуете собой ради государства - ничего кроме фантазии, потому что земля нигде не разделена на государства. Это коварство политиков разделить землю на карте. Вы приносите себя в жертву ради линий, нанесенных на картах!

Умри за свою религию: христианство, индуизм, буддизм, мусульманство. Им удалось сделать это таким образом, что человек пойман. Если ты погибнешь ради нации, тебя назовут мучеником -ты просто совершишь самоубийство - это тоже глупая причина. Но если ты умрешь во имя религии, ты попадаешь в рай, и наслаждаешься вечным блаженством. Они манипулируют вами. Но в этой манипуляции имеется одна базовая вещь, а именно, не люби себя; ненавидь себя, потому что ты ничего не стоишь.

Все полны ненависти к себе. Как вы думаете, если вы переполнены ненавистью к себе, вы сможете найти кого-то еще, кто будет любить вас? Даже если вы сами не готовы полюбить себя; невозможно, чтобы кто-то другой полюбил вас. Вы согласились с идеей, что если вы не следуете определенным правилам, религиозным догмам, политическим идеологиям, то тогда вы не представляете собой никакой ценности. Когда ты был рожден, ты не был рожден христианином, католиком, ты не был рожден коммунистом. Каждый ребенок приходит в этом мир как чистая доска, совершенно чистая.

Ничего не написано на нем - ни Библии, ни Корана, ни Гиты, ни Капитала - нет, ничего не написано на нем. Он не приносит никакой священной книги с собой. Он приходит совершенно невинным. Но его невинность становится его величайшей проблемой, потому что вокруг него волки — прячущиеся в политиках, священниках, родителях, учителях. Они все набрасываются на его невинность. Они начинают писать на нем то, во что позже он начнет верить как в свое наследие. Они разрушают ваше наследие. Теперь у них есть возможность поработить вас, заставить сделать все, что им хочется.

Если они пожелают, чтобы вы убивали невинных людей… Есть религиозная мафия, есть политическая мафия и они продолжают эксплуатировать вас. Они могут враждовать друг с другом, но в одном пункте они все сходятся: что человеку не следует позволять любить себя. Это обрубает его корни от своего существа и тогда он становится беспомощным, неукорененным, просто сплавная древесина и чтобы вы ни захотели сделать из него, вы можете. Люди этой страны убивали невинных, бедных людей во Вьетнаме. Какое им было дело до них? И это касалось не только одной стороны.

Вы посылали своих людей, тех, которые еще не попробовали ничего в жизни, убивать и быть убитыми во имя демократии, во имя Америки. Но почему кто-либо должен приносить себя в жертву в чье-либо имя? Мусульмане и Христиане боролись и убивали друг друга во имя Бога. Они сражались и убивали во имя одного и того же - Бога! Странный мир мы создали! Но стратегия весьма проста: разрушить естественную любовь человека к себе!

Затем он не имеет ценности в своих собственных глазах, он готов сделать все ради золотой медали, только чтобы почувствовать себя более ценным - тогда он кто-то. Вы видите на ваших генералах множество цветных полосок? Что это за вид глупости? Количество этих полос растет по мере того, как генерал продолжает убивать себя, разрушать себя. У вас могут быть такие же цветные полосы на ваших рубашках. Не думаю, что существует закон, который сможет предотвратить это, но вы будете выглядеть просто дураками. Эти генералы, они не выглядят дураками, их уважают; они великие герои. И что они совершили?

Они убили многих людей своей страны, они убили многих людей других стран. Эти убийцы вознаграждены. Встречали ли вы когда-либо общество, которое награждает любящих людей? Нет, любящие для того, чтобы их осуждать. Ни одно из обществ не позволяет оказывать уважение любящим людям; любовь для общества - это повод для предания анафеме. Поэтому первое, что должны сделать все власть имущие и корпорации - отвлечь вас от любви и они преуспевают в этом до настоящего времени.

Миллионы лет … а человек остается рабом, чувствуя глубокий комплекс неполноценности в себе, бесполезность, потому что он не способен выполнить все то, что требуют от него. На самом деле, все, что требуют, является настолько неприродным, что не существует никакого способа выполнить это. А на фоне вашей неполноценности мессии продолжают становиться все больше и больше, потому что они говорят, они обещают, что они спасатели; они спасут вас. Вы не можете самостоятельно спасти себя. Они никогда не позволят вам научиться плавать. Сами по себе вы можете только утонуть.

Политики продолжают кормить вас надеждами, что вскоре не будет бедности - а бедность продолжает расти. Она не только не уменьшается, она увеличивается. В Эфиопии тысячи людей умирают ежедневно. И вы будете удивлены, в Америке полмиллиона людей страдает от переедания, ожирения; они становятся все толще и толще. В Эфиопии люди усыхают, голодают и умирают. В Америке люди умирают от переедания, в Эфиопии они умирают, потому что им нечего есть.

Вы считаете созданный нами мир здоровым? Половина Индии вскоре столкнется с той же судьбой, что и Эфиопия, а индийское правительство продает пшеницу, экспортирует пшеницу за границу. Их собственный народ погибнет - не маленькие цифры, пятьдесят процентов Индии находится на грани. В любой момент проблема может стать большей, чем в Эфиопии. Но политические лидеры продают пшеницу в другие страны, потому что они хотят ядерную технику, атомную энергию, чтобы они могли победить в этой дурацкой гонке, которая происходит в настоящее время.

Любой может понять, что Индии потребуется по меньшей мере три сотни лет, чтобы стать ядерной страной, равной Америке или Советскому Союзу. И вы думаете, что эти три сотни лет Америка или Советский Союз будут просто дожидаться? Они будут развиваться в том же направлении разрушения и смерти. Все это свершается во имя альтруизма. Я хочу, чтобы вы стали абсолютно эгоистичными. Любите себя, будьте собой. Не позволяйте отвлечь себя никаким типам людям - религиозным, политическим, социальным, образовательным. Ваша главная ответственность относится не к религии и не к нации.

Ваша главная ответственность - это вы сами. И только взгляните: если каждый будет любить себя, заботиться о себе, его интеллект достигнет пика, его любовь будет переливаться через край. По моему мнению, философия себялюбия позволит человеку стать по-настоящему альтруистичным, потому что у него будет так много, чем делиться, что давать, и процесс отдавания станет радостью, разделение станет празднованием для него. Альтруизм может быть только побочным продуктом себялюбия. Потому что, если вы не любите себя, вы чувствуете себя слабым - любовь это пища, это ваша сила.

Конечно, как вы можете чувствовать себя ответственным? Вы продолжаете сбрасывать вашу ответственность на чьи-нибудь плечи. Бог ответственен, судьба ответственна, Адам и Ева - ответственны. Змея, которая соблазнила Еву ослушаться Бога - змея ответственна. Можете ли вы увидеть полный идиотизм в сваливании ответственности на другого? - змею, возможно, миллионы лет назад … Я упорно пытался немного поговорить со змеей - они не говорят. На самом деле, они даже не слышат.

Я узнал, что у змей нет ушей, уши не являются частью их организма. И если они не могут слышать, как они могут говорить? И как они смогли уговорить Еву? Но мы должны свалить ответственность на кого-нибудь. Адам сваливает на Еву. Ева сваливает ее на змея-искусителя. Змей - если бы он мог говорить - свалил бы ее на Бога. Таким путем мы отбрасываем нашу ответственность, не понимая, что пока вы не отвечаете за себя, вы не являетесь по-настоящему индивидуальностью.

Отлынивание от ответственности деструктивно для вашей индивидуальности. Но вы можете принять ответственность только тогда, когда у вас имеется огромная любовь к себе. Я принимаю мою ответственность и я радуюсь ей. Я никогда не сваливал ответственность на кого-либо еще, потому что это потеря свободы, попадание в рабство, во власть других людей. Чем бы я ни являлся, я полностью и исключительно ответственен за это. Это придает мне огромную силу. Это дает мне корни, центрирует меня. У этой ответственности есть источник, я люблю себя.

Я также прошел те же виды массовой эксплуатации. Но с самого начала я определил для себя, что если меня будут подталкивать по направлению к раю, я откажусь от этого. По своей собственной воле я готов идти в ад. По крайней мере, у меня будет моя независимость, мой выбор. Мои родители, мои учителя, профессора боролись со мной. Но я сказал: « Я уверен в одном: Я не могу принять никакой взятки, чтобы стать рабом. Лучше я буду страдать в адском пламени целую вечность, но останусь собой. По крайней мере, у меня будет радость, что это мой выбор, никто не принудил меня к нему.»

Если вас возьмут в рай узником - вы думаете, вам понравится это? Попасть в рай, следуя за Иисусом Христом, или Моисеем, или Буддой, или Кришной - что это будет за рай, где предполагается, что вы слепо веруете; вы не можете задать вопрос, вы не имеете права спросить ни о чем. Такой рай будет хуже, чем ад. Но люди отвлечены от своего собственного источника. Я хочу, чтобы вы вернулись домой.

Уважайте себя. Чувствуйте радость и гордость, что существование нуждается в вас. В противном случае, вы бы не были здесь. Радуйтесь, что существование не может без вас. Вначале о том, почему вы здесь: существование дает вам возможность, жизнь с невообразимыми богатствами, спрятанными внутри вас - красоты, экстаза, свободы. Но вы не экзистенциональны! Вы христиане, вы буддисты, вы индусы. Я хочу, чтобы вы верили только в одно: существование. Нет необходимости ходить ни в какую синагогу или церковь.

Если вы не можете чувствовать небо, звезды, закат, рассвет, распускание цветов, пение птиц … Все существование - это проповедь! Не подготовленная каким-либо тупым священником — она везде. Вам только нужно доверять себе; это еще одно название любви к себе. И когда вы доверяете и любите себя, очевидно, что вы принимаете ответственность на свои плечи за то, кто вы есть, что вы есть. Это предоставляет вам такой огромный опыт существования, что никто не сможет поработить вас вновь.

Сможете ли вы увидеть красоту человека, который способен стоять на своих собственных ногах? И чтобы не случилось - радость или печаль, жизнь или смерть - человек, который любил себя, настолько целостен, что он может не только наслаждаться жизнью, он может насладиться также и смертью. Сократ был наказан обществом. Люди подобные Сократу предназначены для наказания, потому что они индивидуальны и не позволяют никому доминировать над собой. Ему должны были дать яд. Он лежал на кровати и человек, который должен был дать ему яд, готовил его.

Солнце садилось - наступило назначенное время. Суд определил точное время, но человек затягивал приготовление яда. Сократ спросил его: « Время проходит, солнце садится - почему задержка?» Человек не мог поверить в то, что кто-то, готовящийся к смерти - так беспокоится о соблюдении назначенного времени для собственной смерти. Фактически, он должен быть благодарен за отсрочку. Человек полюбил Сократа. Он слышал его в суде и увидел красоту личности: у него одного было интеллекта больше, чем во всех Афинах.

Он хотел затянуть еще немного, чтобы Сократ мог пожить немного дольше. Но Сократ не позволил ему. Он сказал: «Не ленись. Просто принеси яд.» Человек, подавая яд Сократу, спросил его « Почему ты так взволнован? Я вижу, как светится твое лицо, я вижу вопрос в твоих глазах. Неужели ты не понимаешь? - Ты Умрешь.»

Сократ сказал: « Именно это, я хочу узнать. Жизнь я узнал. Она была прекрасна; со всеми ее беспокойствами, тревогами, она все же оставалась радостью. Просто дышать - и этого достаточно для радости. Я жил, я любил; я делал все, что я хотел делать, я говорил все, что я хотел сказать. Теперь я хочу ощутить вкус смерти - и чем быстрее, чем лучше.

Есть только две возможности: или моя душа будет продолжать жить в других формах, как говорят восточные мистики, - это огромное волнение продолжать путешествие души, свободной от бремени тела. Тело - это клетка, у него есть ограничения. Или возможно материалисты правы, что когда умирает тело, умирает все. Ничего не остается впоследствии. Это также огромное волнение - не быть!

Я знаю, что означает быть и пришел момент узнать, что значит не быть. И когда меня больше нет, в чем проблема? Почему я должен переживать об этом? Меня здесь не будет чтобы беспокоиться, так зачем терять время сейчас?

Это тот человек, который любил себя. Даже ответственность за смерть он принял на себя - потому что суд не имел ничего против него; просто предубеждение общества, предубеждение заурядных людей, которые не могли понять великий полет интеллекта Сократа. Но их было большинство, и они приговорили Сократа к смерти.

Они не смогли опровергнуть ни один его аргумент. Я думаю, они даже не смогли понять, о чем он говорил - ответ был без вопроса. И он разбил все их аргументы; но тогда было время городской демократии — люди решили, что этот человек опасен, ему следует дать яд. В чем была его вина? Его вина состояла в том, что Он делает нашу молодежь бунтующей; он делает нашу молодежь скептичиской, он делает нашу молодежь странной. Он создает разрыв между старым и новым поколениями.

Они больше не слушают нас, они спорят обо всем - и все из-за этого человека. Но судьи были немного лучше, чем заурядные люди. Они сказали Сократу: «Мы предлагаем тебе несколько вариантов. Если ты покинешь Афины и пообещаешь никогда не возвращаться вновь - ты сможешь спасти себя от смерти. Или, если ты хочешь остаться в Афинах, тогда перестань говорить, замолчи. И мы тоже уговорим людей оставить тебя в живых. В противном случае третий вариант: завтра на закате солнца ты должен будешь выпить яд.»

Что сделал Сократ? Он сказал: «Я готов принять яд завтра или сегодня, когда бы ни был он готов, но я не могу перестать говорить правду. Если я буду жить, я буду продолжать говорить до моего последнего вдоха. И я не могу покинуть Афины, чтобы спасти себя, потому что я всегда буду чувствовать себя слабаком, который испугался смерти, который сбежал от смерти, который не смог взять на себя ответственность и за смерть тоже. Я жил в соответствии с моими мыслями, чувствами, бытием; я хочу умереть также.

И не чувствуйте себя виноватыми. Никто не отвечает за мою смерть. Я в ответе. Я знал, что такое может произойти, потому что говорить правду в обществе, которое существует на лжи, обмане, иллюзиях означает просить смерти. Не обвиняйте этих бедных людей, которые решили, чтобы я умер. Если кто-либо ответственен, то это я. И я хочу, чтобы вы все знали, что я жил на свою ответственность, и я умру на свою ответственность. «Живя, я был индивидуальностью. Умирая я — индивидуальность. Никто не решает за меня; Я сам решаю за себя.»

Вот это чувство собственного достоинства. Вот это целостность. Таким должен быть человек. И если бы вся земля была полна такими людьми, как этом человек, мы могли бы сделать этот мир таким прекрасным, таким экстатичным, таким обильным во всем… Но индивидуальность отсутствует, следовательно вы должны взять ответственность за себя. Вы сможете сделать это только тогда, когда вы начнете любить себя такими, какими вы есть: существование желает, чтобы вы шли этим путем. Если существование захочет еще одного Иисуса Христа, оно сотворит его. Быть христианином - уродливо, быть мусульманином - уродливо, быть индусом - уродливо.

Будьте собой, только собой, просто собой. И помните, вы очень рискуете, объявляя, что вы просто сами по себе. Вы не принадлежите ни к одной толпе, ни к какому стаду. Индусы, мусульмане, христиане, коммунисты - это все стада. Вы объявляете себя индивидуальностью, прекрасно осознавая, что это рискованно. Толпа может никогда вас не простить. Но это так прекрасно взять риск на себя, ходить по лезвию бритвы, где каждый шаг опасен. Чем более опасный образ жизни вы ведете, тем более вы живы.

И если есть возможность прожить, в одном мгновении, целую вечность, если вы готовы жить тотально, рискуя всем и всегда. Я не хочу, чтобы вы были бизнесменом, я хочу, чтобы вы стали игроком. И когда вы играете, поставьте на ставку все. Не оставляйте ничего на следующий момент. Затем чтобы ни случилось, оно принесет великое благословение вам. Даже если вы станете нищим, вы будете иметь чувство собственного достоинства больше, чем у императора. Человек не может попасть в худшее положение. Но он попадет; если он позабыл смех, с которым рождается каждый ребенок; он утерял путь к здоровью и целостности.

Дверь открыта как раз в этот самый момент - всегда здесь — сейчас, где жизнь и смерть постоянно встречаются. Вы выбрали ориентацию на смерть, потому что это в интересах тех, кто находится у власти, и вы забыли, что жизнь проходит мимо, пока вы погружены в печаль.

Однажды ученик спросил Конфуция как быть счастливым, как быть блаженным. Конфуций сказал: «Вы задаете странный вопрос; эти вещи естественны. Ни одна роза не спрашивает, как быть розой». Если говорить о печали и страданиях, у вас будет предостаточно времени в могиле; там вы можете быть несчастными к удовлетворению своего сердца. Но пока вы живы, живите тотально. Только из тотальности и интенсивности возникает счастье, и, конечно, счастливый человек учится танцевать. Я согласен со старой пословицей Бали.

Мы желаем, чтобы все человечество было счастливым, танцевало и пело. Чтобы вся планета стала зрелой, излучающей осознанность. Печальный человек, несчастный человек не может иметь острого сознания; его сознание сумеречное, вялое, тяжелое, темное. Только когда вы смеетесь от всего сердца, вдруг как вспышка вся темнота исчезает.

В смехе вы истинный. В печали вы закрываете ваше настоящее лицо фальшивой личностью, которую общество ожидает от вас. Никто не хочет, чтобы вы были счастливы так, что начали танцевать на улицах. Никто не хочет, чтобы вы смеялись от всего сердца; иначе соседи начнут стучать в ваши стены «Прекратите. Страдания - в порядке вещей; смех — это беспокойство. Страдающие люди не терпят тех, кто не страдает.

Единственное преступление таких людей, как Сократ, состоит в том, что они безмерно счастливые люди и их счастье создает огромную зависть в массах людей, живущих в страданиях. Массы не могут выдержать таких счастливых людей; их нужно уничтожать, потому что они провоцируют внутри вас возможность бунта, и вы боитесь этого бунта. Как только человек полюбит бунтаря внутри себя, он на правильной дороге.

Ошо (Бхагаван Шри Радниш) — один из просветленных восточных мастеров. По его именем вышло более 600 книг, которые публикуются по сей день на 55 языках мира. Все книги являются записями бесед, которые он вел в течение всей своей жизни с разными людьми.

Его учения просты, вместе с тем их сложно осознать и принять. Ошо учит простым вещам — как жить счастливо, как найти свое предназначение в жизни, беседует на темы вечных тем любви, разума, души, общества, войны и мира.

Предлагаем вам 10 лучших советов Ошо, которые он адресует всему человечеству.

О восприятии жизни

Люди принимают все очень серьезно, и это становится для них обузой. Научитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва.

Об ошибках и опыте

Каждое действие ведет к результату. Будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек — это тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него хорошо, а что плохо, что для него правильно, а что не правильно. Благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь мир будет говорить ему что-то другое, для него ничего не изменится, так как у него есть свой собственный опыт, на который он может опираться и этого достаточно.

О том, что для вас правильно, а что нет

Все люди уникальны. Никогда не спрашивайте, что правильно, а что нет. Жизнь — эксперимент, в ходе которого мы узнаем, что правильно, а что не правильно. Иногда, быть может, вы поступите неправильно, но это даст вам опыт, от которого вы тут же получите опыт.

О Боге

Иногда Бог стучится в вашу дверь. Это и есть любовь — Бог, стучащийся в вашу дверь. Через женщину, через мужчину, через ребенка, через любовь, через закат и рассвет... Бог может стучаться миллионами разных способов.

О необычности

Желание быть не таким как все, желание быть необычным — это очень обычное желание. Расслабиться и быть обычным — вот что по-настоящему необычно.

О росте

Жизнь — тайна. Ее нельзя предсказать, предугадать. Но многие люди хотят жизнь предсказуемой жизнью, потому что тогда бы они не чувствовали страха. Все было бы предопределено, не было бы ни в чем сомнений. Но будет ли тогда возможность роста? Если в вашей жизни не будет риска, вы сможете расти? Если не будет опасности, вы сможете упрочить свое сознание? Если не будет альтернативы дьявола, разве будет возможность достижения Бога?

Об умении находить счастье в себе

Станьте уединенным, начните получать удовольствие от самого себя. Станьте подлинно счастливым, чтобы не имело никакого значения, если никто не придет к вам, если никто не постучится в вашу дверь. Вы все равно будете в порядке — вы ничего не упускаете. Вы и не ждете, что кто-то постучится в вашу дверь. Вы дома. Если кто-то к вам придет — хорошо. Если никто не придет — тоже прекрасно. Тогда вы можете идти на отношения с другими людьми. Теперь вы можете делать это как хозяин, а не как раб, как император, а не как нищий.

Об отношении к жизни и себе

Если вы богаты, то не думайте об этом. Если бедны — не принимайте это всерьез. Если вы способны воспринимать жизнь как спектакль, то будете свободными, вас не коснутся страдания. Страдания — результат серьезного отношения к жизни. Блаженство — результат игры. Воспринимайте жизнь как игру, радуйтесь ей.

О смелости и трусости

Смелость — движение в неизвестное, вне зависимости от страхов. Смелость — это не бесстрашие. Бесстрашие случается тогда, когда вы все смелее и смелее. Это высшее переживание смелости — бесстрашие. Это смелость, ставшая абсолютной. Но в самом начале разница между трусом и смельчаком не так уж и велика. Единственное различие в том, что трус слушает свои страхи и следует им, а смельчак оставляет их в стороне и движется дальше.

Об исполнении желаний

Бог исполняет все наши мечты. Все, что ты получаешь, это исполнение твоих собственных желаний. Не стоит никого обвинять — ты сам этого хотел и сам напросился. Это одна из самых опасных вещей на свете — чего ни пожелаешь, все исполняется. Подумайте, прежде чем пожелать что-то. Что происходит с богатым человеком? Он пожелал богатства и теперь рыдает: «Вся моя жизнь ушла на накапливание бесполезных вещей и я несчастен». Но таково было его желание.

Человек, желающий знаний, негодует: его голова стала огромной библиотекой. «Только слова, все слова и слова, ничего существенного. И я потратил на все это всю свою жизнь».

Пусть ваши желания будут осознанными. Так что прежде чем пожелать, хорошо подумайте. Помните, что любая мечта рано или поздно исполнится — но не придется ли нам за это расплачиваться?

Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Эта книга – послание Ошо о том, как стать индивидуальностью. «Будь собой – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно», – говорит Ошо. Эта книга поможет не терять уверенности в собственной значимости и уметь выражать свое «Я», не оглядываясь на авторитеты и мнения. Не становитесь чьими-то копиями, а стремитесь принять себя такими, какие вы есть, – и тогда духовные поиски приведут вас к самим себе!

Прежде чем тебе удастся познать себя, ты должен быть собой. Труднее всего сделать первый шаг; второй шаг сделать очень просто. Закрой глаза, и ты увидишь, кто ты – потому что внутри больше никого нет.

Ошо

Стать собой. Путь к самопознанию

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Прими себя. Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе расти, поможет не стать чьей-то копией…

Почему я боюсь принимать себя таким как есть?

В таком же положении все люди. Каждый боится принимать себя таким как есть. Такова обусловленность, которую многовековое прошлое человечества прививает каждому ребенку, каждому человеческому существу.

Эта стратегия проста, но очень опасна. Стратегия состоит в том, чтобы осудить человека и дать ему идеалы, таким образом побуждая его постоянно пытаться стать кем-то другим. Христианин пытается стать Иисусом, буддист пытается стать Буддой, – и кажется, этот механизм, уводящий человека прочь от самого себя, настолько действен, что даже те люди, которые его применяют, возможно, сами того не сознают.

То, что сказал Иисус на кресте, – его последние обращенные к человечеству слова бесконечно важны, особенно в данном контексте. Он молил Бога: «Отец, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Это применимо к каждому отцу и к каждой матери, к каждому учителю, к каждому священнику и к каждому моралисту – ко всем тем людям, которые управляют обществом, культурой, цивилизацией; которые пытаются отлить в определенную форму бытия каждую индивидуальность. Может быть, эти люди также не ведают, что творят. Может быть, они думают, что стараются ради вашего блага. Я не подвергаю сомнению их добрые намерения, – но, безусловно, вы должны понимать, что эти люди невежественны; что они бессознательны.

Появившись на свет, маленький ребенок попадает в руки бессознательного общества. И бессознательное общество начинает отливать ребенка в форму, соответствующую своим идеалам, забывая самое главное: у ребенка есть собственный, уникальный потенциал; ребенок родился не для того, чтобы вырасти в Иисуса, Кришну или Будду, он родился для того, вырасти в самого себя. Если он не сможет вырасти в самого себя, всю жизнь он будет совершенно несчастен. Жизнь станет для него сущим адом, сущим проклятием, и он сам не будет знать, что с ним случилось. С самого начала его направили не в ту сторону, подтолкнули в неверном направлении.

Люди, подтолкнувшие его в неверном направлении, – те самые люди, которых он считает любящими. Он считает их своими благодетелями, тогда как на самом деле они его величайшие враги. Родители, учителя, священники, вожди общества – величайшие враги всякой индивидуальности, которая родилась до сих пор на этой Земле. Сами не сознавая, что делают, они уводят вас прочь от самих себя.

А чтобы увести вас прочь от себя, нужно насадить в вас абсолютную обусловленность только в одном: такие как есть, вы ничего не стоите, ничего не заслуживаете, ни на что не годитесь. Конечно, ты сможешь заслужить уважение и приобрести достоинство – если будешь следовать чужим правилам и предписаниям. Если тебе удастся стать лицемером и им оставаться, ты достигнешь престижного положения в обществе.

Но если ты упорствуешь и остаешься искренним, честным и настоящим; если ты упорствуешь в том, чтобы быть собой, тебя осудят все. А чтобы выдержать всеобщее осуждение, нужно величайшее мужество. Нужно иметь внутренний стержень и быть железным человеком, чтобы, оставшись одному против всех, стоять на своем: «Я буду самим собой и никем другим, – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно. Одно определенно: я могу быть только самим собой, никем другим». Для этого нужен абсолютно революционный подход к жизни. Вот первый и главный бунт, необходимый каждому, кто хочет освободиться из замкнутого круга страдания.

Ты спрашиваешь: «Почему я боюсь принимать себя таким как есть?» Потому что тебя никто никогда не принимал таким как есть. Вот откуда взялся этот страх, и теперь ты заранее боишься, что если ты примешь себя, то будешь отвергнут всеми. Каждое общество, каждая культура, существовавшие до сих пор, ставят непреложным условием: либо ты принимаешь себя – и тебя отвергают все; либо ты отвергаешь себя – и получаешь всеобщее уважение, честь, респектабельность в обществе.

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Прими себя. Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе расти, поможет не стать чьей-то копией…


ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Почему я боюсь принимать себя таким как есть?

В таком же положении все люди. Каждый боится принимать себя таким как есть. Такова обусловленность, которую многовековое прошлое человечества прививает каждому ребенку, каждому человеческому существу.

Эта стратегия проста, но очень опасна. Стратегия состоит в том, чтобы осудить человека и дать ему идеалы, таким образом побуждая его постоянно пытаться стать кем-то другим. Христианин пытается стать Иисусом, буддист пытается стать Буддой, – и кажется, этот механизм, уводящий человека прочь от самого себя, настолько действен, что даже те люди, которые его применяют, возможно, сами того не сознают.

То, что сказал Иисус на кресте, – его последние обращенные к человечеству слова бесконечно важны, особенно в данном контексте. Он молил Бога: «Отец, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Это применимо к каждому отцу и к каждой матери, к каждому учителю, к каждому священнику и к каждому моралисту – ко всем тем людям, которые управляют обществом, культурой, цивилизацией; которые пытаются отлить в определенную форму бытия каждую индивидуальность. Может быть, эти люди также не ведают, что творят. Может быть, они думают, что стараются ради вашего блага. Я не подвергаю сомнению их добрые намерения, – но, безусловно, вы должны понимать, что эти люди невежественны; что они бессознательны.

Появившись на свет, маленький ребенок попадает в руки бессознательного общества. И бессознательное общество начинает отливать ребенка в форму, соответствующую своим идеалам, забывая самое главное: у ребенка есть собственный, уникальный потенциал; ребенок родился не для того, чтобы вырасти в Иисуса, Кришну или Будду, он родился для того, вырасти в самого себя. Если он не сможет вырасти в самого себя, всю жизнь он будет совершенно несчастен. Жизнь станет для него сущим адом, сущим проклятием, и он сам не будет знать, что с ним случилось. С самого начала его направили не в ту сторону, подтолкнули в неверном направлении.

Люди, подтолкнувшие его в неверном направлении, – те самые люди, которых он считает любящими. Он считает их своими благодетелями, тогда как на самом деле они его величайшие враги. Родители, учителя, священники, вожди общества – величайшие враги всякой индивидуальности, которая родилась до сих пор на этой Земле. Сами не сознавая, что делают, они уводят вас прочь от самих себя.

А чтобы увести вас прочь от себя, нужно насадить в вас абсолютную обусловленность только в одном: такие как есть, вы ничего не стоите, ничего не заслуживаете, ни на что не годитесь. Конечно, ты сможешь заслужить уважение и приобрести достоинство – если будешь следовать чужим правилам и предписаниям. Если тебе удастся стать лицемером и им оставаться, ты достигнешь престижного положения в обществе.

Но если ты упорствуешь и остаешься искренним, честным и настоящим; если ты упорствуешь в том, чтобы быть собой, тебя осудят все. А чтобы выдержать всеобщее осуждение, нужно величайшее мужество. Нужно иметь внутренний стержень и быть железным человеком, чтобы, оставшись одному против всех, стоять на своем: «Я буду самим собой и никем другим, – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно. Одно определенно: я могу быть только самим собой, никем другим». Для этого нужен абсолютно революционный подход к жизни. Вот первый и главный бунт, необходимый каждому, кто хочет освободиться из замкнутого круга страдания.

Ты спрашиваешь: «Почему я боюсь принимать себя таким как есть?» Потому что тебя никто никогда не принимал таким как есть. Вот откуда взялся этот страх, и теперь ты заранее боишься, что если ты примешь себя, то будешь отвергнут всеми. Каждое общество, каждая культура, существовавшие до сих пор, ставят непреложным условием: либо ты принимаешь себя – и тебя отвергают все; либо ты отвергаешь себя – и получаешь всеобщее уважение, честь, респектабельность в обществе.

Выбор действительно трудный. Очевидно, что большинство выберет респектабельность, – но с респектабельностью приходят всевозможные тревоги, внутренняя тоска, чувство бессмысленности; и жизнь кажется похожей на пустыню, где ничто не растет, где никогда не зеленеет трава, где никогда не цветут цветы; где можно идти и идти без конца, но так и не встретить оазиса.

Мне вспомнился Лев Толстой. Толстой описывает сон, который снился ему многократно, – и который почти сто лет пытаются истолковать психоаналитики различных школ. Сон был очень странный – странный для всех, кроме меня. По-моему, для его толкования нужен не психоанализ, а простой здравый смысл. Сон часто повторялся на протяжении многих лет, странный кошмарный сон, – и каждый раз Толстой просыпался среди ночи в холодном поту, хотя в этом сне не было никакой опасности.

Но если понять бессмысленность этого сна… сон был страшен своей бессмысленностью, от бессмысленности же он превратился в кошмар. Этот сон символически изображает жизнь каждого, почти каждого человека. Ни одной школе психоанализа не удалось разгадать этот сон, – потому что ему нет ни параллелей, ни прецедентов.

Каждый раз сон повторялся в точности: бескрайняя пустыня, – сколько хватает глаз, пустыня без конца… и пара башмаков, в которых Толстой узнаёт свои собственные, – они идут и идут по пустыне. Его самого нет… слышен только звук шагов на песке, звук башмаков, ступающих по песку; и звук продолжается и продолжается без конца, потому что пустыня бесконечна. Башмаки никогда никуда не приходят. Позади он видит уходящие на много миль следы; перед собой он видит башмаки, которые все идут и идут дальше.

На обычный взгляд, такой сон вряд ли покажется кошмарным. Но если посмотреть немного глубже… Каждый день… каждую ночь один и тот же сон – о совершенной тщетности, о дороге в никуда. Кажется, нет никакого предназначения… и нет никого, чтобы ступать по песку – башмаки пусты.

Толстой рассказывал этот сон всем знаменитым в России психоаналитикам своего времени. И никто не мог разгадать его смысла, потому что ни в каких книгах не было описания сна, который был бы хоть немного похож на этот. Он совершенно уникален. Но, по-моему, психоанализ здесь вообще не при чем. Это простой сон, и он символизирует жизнь каждого человеческого существа. Вы идете по пустыне, потому что идете вы не к цели, внутренне свойственной вашему существу. И вы никогда никуда не придете. Чем дальше вы углубляетесь в пустыню, тем дальше уходите от себя. И чем больше вы ищете смысла… вы найдете сущую пустоту и ничего кроме нее. Вот в чем смысл. Человека нет; башмаки шагают пустые.

Вас нет в том, что вы делаете.

Вас нет в том, что вы собой представляете.

Вас нет в том, что вы из себя изображаете. Сущая пустота, чистой воды лицемерие. Но такая ситуация создается очень просто: скажите всем людям, что, такие как есть, они недостойны, недостойны даже существовать. Такие как есть, они уродливы, – несчастная ошибка природы. Такие как есть, они должны стыдиться себя, потому что в них нет ничего достойного уважения и чести.

Естественно, каждый ребенок начинает делать то, что считается достойным. Он становится все более и более фальшивым, все более и более ненастоящим, все более и более отдаляется от своей подлинной реальности, от самого своего существа – и тогда возникает страх.

Как только внутри рождается желание познать себя, за ним всегда следует сильнейший страх. Страх того, что если вы найдете себя, то потеряете к себе уважение – даже в собственных глазах.

Общество слишком довлеет над каждой индивидуальностью. Изо всех сил оно старается обусловить вас так глубоко, чтобы вы стали думать, что эта обусловленность и есть вы . Вы становитесь частью общества вопреки собственному существу. Вы становитесь христианином, вы становитесь индуистом, вы становитесь мусульманином, совершенно забывая, что родились просто человеческим существом – без определенной религиозной, политической, национальной, расовой принадлежности. Вы родились чистой возможностью, потенциалом роста.

В моем понимании, духовный поиск должен снова привести вас к самим себе, – чем бы это ни грозило, чем бы ни пришлось рискнуть. Вы должны вернуться к себе. Может быть, вы не найдете внутри себя Иисуса, – но это и ни к чему. Одного Иисуса вполне достаточно. Может быть, вы не найдете внутри Гаутаму Будду – и прекрасно, потому что, если Гаутам Будд в этом мире станет слишком много, будет просто скучно. Существование не хочет никого создавать дважды. Существование создает людей как нельзя более творчески, внося нечто новое в каждую индивидуальность: новый потенциал, новые возможности, новые высоты, новые измерения, новые вершины.

Стать настоящим искателем значит взбунтоваться против всего общества, всех культур и всех цивилизаций; взбунтоваться по той простой причине, что все они против индивидуальности.

Я целиком и полностью за индивидуальность. Я готов пожертвовать всеми обществами, всеми религиями, всеми цивилизациями мира и всей историей человечества ради одной-единственной индивидуальности. Индивидуальность – самое ценное явление, потому что индивидуальность принадлежит существованию.

Тебе придется отбросить страх. Он был тебе навязан, он не естественен. Посмотри на любого маленького ребенка: он прекрасно принимает себя; он ничего в себе не осуждает. Он нисколько не хочет быть никем другим. Но по мере взросления каждый отдаляется от себя. Тебе придется набраться храбрости и вернуться к себе. Все общество будет пытаться тебе помешать; тебя будут осуждать. Но пусть тебя осуждает хоть весь мир – это все равно гораздо лучше, чем оставаться несчастным, ненастоящим, фальшивым и жить не своей жизнью.

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один, второго пути нет – и вот этот единственный путь: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Отсюда, из этого глубокого принятия себя и уважения к себе ты начнешь расти. И ты расцветешь своими собственными цветами – не христианскими, не буддистскими, не индуистскими, – и твои собственные, уникальные цветы внесут новый вклад в сокровищницу существования.

Но безмерная храбрость нужна, чтобы ступить на путь одному, отделившись от всей толпы и оставив проторенную дорогу. Оставаться в толпе тепло и уютно; в одиночестве, естественно, становится страшно. Ум внутри беспрерывно доказывает, что все человечество не может ошибаться: «А ты уходишь, один? Лучше остаться в толпе, потому что, если что-нибудь случится, ты не будешь ответствен».

Ответственна вся толпа. Как только ты отделяешься от толпы, ты принимаешь свою долю ответственности на себя. Если что-то случится, ответствен будешь ты.

Но помни нечто очень важное: ответственность это одна сторона монеты, другая же ее сторона – свобода. Или они есть у тебя, обе разом, или нет ни одной. Если ты не хочешь ответственности, ты не можешь получить свободы. А без свободы нет роста.

Так что тебе придется взять на себя ответственность и жить в абсолютной свободе, чтобы ты мог расти, каким бы ни был твой потенциал… Может быть, ты вырастешь в розовый куст; может быть, ты вырастешь в обычную маргаритку – или в безымянный полевой цветок… Но одно можно сказать точно: во что бы ты ни вырос, ты будешь безмерно счастлив. Ты будешь так блажен, насколько это возможно для человека. Может быть, ты не получишь респектабельности – а получишь, напротив, всеобщее осуждение. Но глубоко внутри тебя будет такая ликующая радость, какую может чувствовать одна лишь свободная индивидуальность. И лишь свободная индивидуальность способна расти к высшим уровням сознания, способна подниматься к высотам гималайских вершин.

Общество делает все возможное, чтобы все его члены пребывали в умственно отсталом состоянии, чтобы каждый был как можно глупее. Обществу нужны идиоты; оно принимает меры, чтобы в него как-нибудь не затесались разумные люди. Оно боится разума, потому что разум всегда бунтует против рабства, против предрассудков и суеверий, против эксплуатации в любых проявлениях, против глупости в любом виде, против дискриминации в любой форме – национальной или классовой, по расовому признаку или по цвету кожи.

Разум всегда мятежен. Только идиоты всегда послушны. Даже Бог пожелал, чтобы Адам был идиотом… – так как его кровный интерес требовал, чтобы Адам и Ева оставались невежественными: иначе они перестали бы ему поклоняться.

Я считаю дьявола первым в мире революционером, самой значительной фигурой во всей истории. В смысле цивилизации и прогресса мы многим обязаны дьяволу – а вовсе не Богу. Богу угодны были только глупый Адам и глупая Ева; послушайся тогда Адам Бога, и все вы до сих пор жевали бы траву в Эдемском саду! Человек начал развиваться, потому что он восстал против Бога. Бог повел себя как авторитарный режим – Бог символизирует режим, авторитарность, власть, господство. Никакой разумный человек не может быть обращен в рабство; он скорее умрет, чем станет рабом. Разумного человека невозможно эксплуатировать; и никакой силой нельзя заставить его отступить от собственного центра.

Единственная религия, в которую я верю, – религия бунта. Кроме нее, ничто не религиозно; кроме нее, у вашего сознания нет возможности подняться к самим вершинам потенциала, который вы, как спящую энергию, несете внутри.

Пэдди, недавно вступивший в местный клуб парашютистов, сидел в самолете в ожидании своего первого прыжка. Все шло прекрасно, пока очередь прыгать не дошла до Пэдди.

– Стой! Стой! – закричал ему инструктор. – Ты же не надел парашют!

– Ничего страшного, – ответил Пэдди. – Ведь мы еще только тренируемся?

Обществу нужны такие идиоты. Они послушны, они беспрекословно подчиняются, они готовы позволить себя эксплуатировать, они готовы позволить себя низвести почти до скотского состояния.

Итак, не бойся принять себя. Именно в принятии твое настоящее сокровище, именно в принятии твой дом. Не слушай так называемых мудрецов – этих убийц, отравивших миллионы человеческих жизней, поломавших миллионы человеческих жизней, отнявших у них всякое значение и смысл…

Кто ты, неважно. Важно то, чтобы ты оставался собой, точно таким как есть, потому что с этого начинается рост.

Вот тебе несколько сутр для медитации… может быть, они придадут тебе храбрости, помогут стать немного разумнее.

Все одинаково невежественны, но каждый – в своей собственной области.

То есть: не тревожься о своем невежестве, таковы все люди.

Все люди рождаются свободными, но некоторые женятся.

Будь начеку, только и всего – и свобода тебе обеспечена!

Иллюзии – величайшее из всех удовольствий.

Помни, жизнь роста выше и глубже обыденной жизни удовольствия. Удовольствие не так уж важно; это все равно что почесать, где чешется: это довольно приятно, но ненадолго. Если не остановиться, расчешешься до крови, и тогда удовольствие превратится в боль. А все вы знаете, что все ваши удовольствия превращаются в боль.

Человек разума ищет нечто такое, что никогда не превращается в боль, страдание, тревогу, тоску. То, что я называю блаженством, не удовольствие, потому что блаженство не может быть обращено в свою противоположность. У блаженства нет противоположности.

Поиск должен быть устремлен к вечному; и к опыту вечного потенциально способен каждый. Но радости физического тела, удовлетворение биологических позывов, удовольствие от еды отнимают у людей слишком много времени из того краткого срока, что отпущен им на этой земле для роста.

Я слышал…

К психиатру пришел посетитель.

– Я в большой тревоге, – сказал он. – Моя жена беспрерывно ест. Целыми днями она сидит на диване и смотрит телевизор, и даже перед телевизором она продолжает есть – какое-нибудь мороженое, например. А если она ничего не ест, то все равно жует резинку. Ее челюсти просто не могут остановиться… Она потеряла всю красоту; она превратилась в какую-то бесформенную массу! Что мне делать?

– Попробуйте одно средство, – сказал психиатр. – Успех гарантирован: я уже испытывал его на многих своих пациентах, – и с этими словами он дал ему фотографию красивой обнаженной девушки.

– Боже мой! – воскликнул посетитель. – Да как же эта фотография поможет?

– Не беспокойтесь, поймите сначала нашу стратегию, – сказал психиатр. – Вы должны повесить фотографию в холодильнике. Приклейте ее так прочно, чтобы жена не смогла ее отодрать. Каждый раз, открывая холодильник, она будет сравнивать себя с этой красивой девушкой… И, скорее всего, начнет худеть. Дайте ей только образец для сравнения.

Через три или четыре месяца психиатр, так и не дождавшись возвращения своего посетителя, сам пришел к нему домой, желая выяснить, что случилось. Его глазам предстала невероятная картина! Посетитель, растолстевший до невозможности, сидел на диване, смотрел телевизор и жевал резинку.

– Что это с вами? – спросил психиатр. – Что случилось?

– Это все проклятая фотография! Из-за нее я стал то и дело открывать холодильник, чтобы взглянуть еще разок. А когда открываешь холодильник, естественно, хочется перекусить: так вкусно пахнет… и вот: теперь я только и делаю, что открываю холодильник, а открыв холодильник, начинаю есть. Ваше средство сработало, только эффект оказался противоположным задуманному.

Люди живут так глупо. Кто-то, например, беспрерывно ест, – доктора запрещают, все говорят об опасностях переедания, – и какое этот человек получает удовольствие? Вкус ощущает только маленький участок языка; как только пища минует этот участок, вы больше не чувствуете вкуса, не получаете удовольствия. Это же сущая глупость! Но люди гонятся за всеми возможными удовольствиями, не сознавая даже, что тратят впустую драгоценное время. За это самое время кто-то мог стать Гаутамой Буддой, за это самое время кто-то мог стать Сократом. То же время, та же энергия, тот же потенциал… А вы растрачиваете все это в погоне за совершенно бессмысленными вещами.

Лишь очень немногие владеют искусством: иногда ничего не делать. Ничего не делая, ты просто чистое бытие. Делать и быть – два способа прожить жизнь, два возможных образа жизни. Жизнь «делания» обыденна; жизнь бытия возвышенна, божественна. Я не говорю, что вы должны прекратить делать что бы то ни было, я говорю, что «делание» должно быть в вашей жизни второстепенно, первостепенно должно быть бытие. «Делание» должно предназначаться только для удовлетворения насущных потребностей, бытие же должно быть вашей настоящей роскошью, вашей настоящей радостью, вашим настоящим экстазом.

Невежественные люди кажутся очень счастливыми, – потому что они не знают, ради чего живут. Они не знают, что есть определенная задача, которую нужно выполнить. Они как дети, бесконечно играющие с плюшевым мишкой. Ваши плюшевые мишки могут видоизменяться: чей-то плюшевый мишка превратился в деньги, для кого-то плюшевым мишкой стали женщины, для кого-то плюшевым мишкой стали мужчины. Но что бы вы ни делали, – а вы испытываете счастье оттого, что денег становится больше, что вы нашли новую подружку, что вас повысили в должности, – вы на вершине счастья. Такое счастье невозможно без некоторой умственной отсталости.

Разумный человек непременно увидит, что все эти мелочи жизни мешают развить внутренний потенциал до наивысшей точки. Из-за них вы тратите время попусту, из-за них вы ведете жизнь, которую можно описать как постепенное продвижение в сторону кладбища, где она и окончится. Разумный человек задается вопросом, – и этот вопрос становится главной задачей и поиском его жизни – «Есть ли что-нибудь, кроме кладбища, по ту сторону смерти? Если ничего нет, кроме кладбища, вся эта жизнь иллюзорна и бессмысленна. В жизни может быть значение, в жизни может быть смысл, лишь если по ту сторону смерти есть еще нечто другое».

Но глупец приходит в восторг от любой игрушки, которую ему предоставляет общество. Не будь глупцом.

Еще несколько сутр:

Человеку свойственно ошибаться; а признавать ошибки – это просто божественно!

Всем людям свойственно ошибаться. Когда вы признаете ошибку, без всякого чувства вины – просто признаете, что ничто человеческое вам не чуждо, включая и свойство ошибаться, – ваше существо трансформируется. В вас начинает раскрываться нечто от божественного, нечто от запредельного.