Презентация на тему иллюстрации к былинам. Художники-иллюстраторы детской книги (презентация). Список использованной литературы




Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX вековМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сасовская средняя школа ШКОЛА №6
Русские былины
в произведениях художников
на рубеже XIX-XX веков
Проект по литературе
По всей Руси простой народ богатырей
любит, славит и чествует, ржаным хлебом с
ним делится, в красный угол сажает и поёт
песни про славные подвиги - о том, как
берегут, защищают богатыри родную Русь!
Работу выполнили:
учащиеся класса
.
Научный руководитель: учитель русского
языка и литературы
.

План

1) Введение
2) Исследование литературы по данной теме
3) Русские былины в произведениях
художников на рубеже XIX – XX веков
4) Заключение
5) Список использованной литературы

Введение

Цель проекта:
сформировать у участников образовательного
процесса целостное представление о русских былинах через
произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
1) Изучить литературы по данному вопросу;
2) Сравнить произведения художников XIX-XX веков с былинами.
Объект исследования:
произведения литературы (русские
былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина,
произведения Коненкова).
Предмет исследования:
связь былин и картин русских
живописцев.
Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому
прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в
частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди
творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX-XX веков.
Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные
народом.

Исследование литературы по данной теме

Русские былины
- это неотъемлемая часть культуры, бесценное
свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений
об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и
кривде.

Что такое былина?
Былина
- это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для
русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Само слово «былина»
прямо указывает на
понятие «быль». Но это
не доказывает
реальности
используемых в жанре
сюжетов и их героев.
Речь идет о том, что в
эту реальность верили
до определенного
времени и сами
сказители, и их
слушатели.

Первоначально
под былиной
подразумевался
рассказ о
действительных
происшествиях,
лишь потом
обросший
фантастическим
и
подробностями.

Люди часто путают былины со
сказками. Действительно, сложно
четко разделить эти два жанра. Их
основное отличие заключается в
отношении сказителя (певца,
рассказчика) к своему творчеству.
Сказка – изначально чудесный
вымысел.
Былина - повесть о старине,
когда могли случаться вещи, в
настоящем совершенно невероятные.

Обращение художников к былинной теме

Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов,
Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин,
Илья Репин – создали образы, ограничено
воплотившие истинно народные идеалы Добра,
Красоты, Мужества и Любви, которые передавались
из поколения в поколение в произведениях устного
народного творчества. Их картины точны в деталях,
поэтичны и одновременно удивительно реальны.
Они отображают чудеса и волшебных героев
такими живыми, какими их и воспринимали в
старину, какими их представляет каждый ребенок.

Русские былины в произведениях художников

Чем же привлекали былины художников?
Произведения русского народа очень
интересны, и они, бесспорно, могли привлечь
внимание живописцев. Ведь это ни на что не
похожая русская природа, величественные
образы богатырей, их облачение... Какому
художнику не захочется изобразить это так, как
он себе это представляет? Другое дело, что
нужно
быть
поистине
гениальным
живописцем, чтобы изобразить то, что имели в
виду сказители данных произведений. И
поэтому, мало быть просто хорошим
живописцем, надо быть в какой-то степени и
историком, чтобы не поверхностно, а глубинно
понять сущность русского народа и правильно
отобразить всё написанное им на холсте.

Виктор Михайлович Васнецов

Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи
является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как
художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его
каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты,
реализованные в сказках и былинах.

В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную
степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает
вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог
камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним
витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои
нелегкие раздумья о будущем

Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на
протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине,
самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых
поколений урок патриотизма.

«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не
связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и
создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит
тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность
широких российских просторов воспринимается как собирательный
образ родной природы и звучит символически.

Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину,
символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

Не человек, похожий на
зверя, а зверь навис над
миром, многоглавое
чудовище - символ зла.
Идет «Бой Добрыни
Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем»
(1918) , который
символизирует борьбу
светлых и темных сил.
Тревожны огненные краски
заката.

Сергей Тимофеевич Конёнков

Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли
«богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы
былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского
материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре,
раскрыл его богатые декоративные возможности
Лесовик (1910)
Еруслан Лазаревич (1913)

Стрибог
Сирин

Николай Константинович Рерих
Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая
Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (из 7 частей
композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула
Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна
были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные
произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и
являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.

Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО».
На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и
торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого
богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть
праведный, справедливый.

Баян
Витязь
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных
оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он
образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и
воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры
создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей
монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по
рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели созданию монументально-декоративного образа.

Иван Яковлевич Билибин

В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные
образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги
Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.

В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и
Людмила». Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по
мотивам русских былин.

Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди
учащихся МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы хотели узнать,
что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4
вопросов:
1)Что такое былина?
2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих
картинах, вы знаете?
3) Название картин, на которых изображены герои русских
былин.
4) Чем былина отличается от сказки?

Результаты опроса
1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что
такое былина?»):
Точно: 8 человек;
Приблизительно: 28 человек;
Не знают: 38 человек.
10,8%
51,4%
37,8%

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших
героев былин в своих картинах, они знают»):
Знают одного: 13 человек;
Двух: 2 человека;
Не знают вообще: 59 человек.
17%
3%);
80%

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на
которых изображены герои русских былин»):
1 картина: 27 человек(%)
2 картины: 5 человек(%)
3 картины: 1 человек(%)
не знают: 41 человек (%)
36,4%
55,4%
1,4%)
6,7%

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между
былиной и сказкой»):
Точно: 5 человек
Приблизительно 32 человека
не знают: 37 человек
6,7%
50%)
43,2%

Заключение

Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и
скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором
поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали
их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой
вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного
творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или
было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?
Мы думаем, что иллюстрации к былинам нам ни в коем случае не
мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё
написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для
детей, которым легче воспринимать то или иное произведение,
посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.

Список использованной литературы

1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
2. Ухов П.Д. Былины. М., 1957
3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. М., 1958, тт. 1–2
4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966
5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970
6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993
9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»

Родина – это слово с детства знает каждый. Родина – это земля, на которой ты родился и живёшь со своими родителями, близкими, друзьями. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю. И в давние времена, и в наше время. Помнит имена своих героев народ, помнит. Идёт о них слава по всей земле нашей.




Былины Былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Главные в былинах - русские богатыри, защитники Отечества. И внешность у них разная, и характеры несходные, и происхождением неодинаковы, но все смелы, сильны, добры. Все в народе любимы, народом и придуманы, как бы мечты народные в них воплотились. Вот какими должны быть люди. Былины рассказывали о жизни древнерусского государства в те времена, когда главными городами на Руси были – на юге Киев, а на севере – Новгород.






Картина В. М. Васнецова «Богатыри» Какова композиция картины, краски?Кто и как на ней изображён? Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их? Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?


И л ь я М у р о м е ц Илья́ Му́ромец один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».




Прототип былинного персонажа Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м гг; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XIXII веками датируют погребение исследователи. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 4055 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг. «Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры). Мощи преподобного Илии Муромца в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры


Илья Муромец в народном творчестве Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: И. Муромец и Соловей-разбойник; И. Муромец и разбойники; И. Муромец на Соколе-корабле; И. Муромец и сын. В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Памятник Илье Муромцу в Муроме


Добрыня Никитич Добры́ня Ники́тич второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умеет читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.


Прототип былинного персонажа Исторический прототип Добрыни Никитича Добрыня, дядя и воевода князя Владимира, брат его матери Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне со братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, при чём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.




Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю. Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.


Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес Волосыня или Елс Елесиха.


Прототип былинного персонажа Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Использованная литература: Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М.,1995.

«Русские народные былины» - Волх Всеславич. Садко. Герои былин. Былина. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алёша Попович. Святогор. Рябинин. Вольга и Микула Селянинович. Своеобразие художественного мира былин. Устное народное творчество. Познакомить с жанром былины. Васнецов «Богатыри». Заполните кроссворд. Сказка. Сказители.

«Летописи» - Киевские летописи. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописи в Новгороде появились рано. Летопись – это… Псковские летописи. Новгородские летописи. Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Летописи велись во многих городах. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников.

«Былинные герои» - План древнего Новгорода-первого свободного города Руси. Скульптурное изображение древнего воина. Добрыня Никитич. Отличие былинных героев от героев сказок. Память о славе древних русских воинов живёт. Былины Новогородского цикла. Самые известные богатыри. Киевский цикл былин. Современные изображения богатырей.

«Былины о русских богатырях» - Былина. Собиратели былин. Бесценные сокровища духовной жизни народа. Добрыня Никитич. Тонический стих. Оратай- пахарь. Илья Муромец. Гужики. Былинный герой. Русские былины. Александр Фёдорович Гильфердинг. Вольга и Микула Селянинович. Алёша Попович. Киевский цикл былин. Сказка. Построение.

«Мифы и легенды Древней Греции» - Новые открытия. Главные боги. Персей. Мифы Древней Греции. Помощь богов. Богиня Афина. Индуистские мифы. Гибель медузы. Нимфы. Древнегреческие боги. Предсказание. Олимпийские боги. Писцы. Мифы исчезнувших цивилизаций.

«Эпос «Калевала»» - Излюбленные цвета карелов. Древние карелы. Создание мира. Уклад жизни карелов, среди которых и родилась. Эпос. Человек, одетый в длинный сюртук. Илмаринен. Элиас Лённрот. Как называются народные песни карело – финского эпоса «Калевала». Карело-финский поэтический эпос. Главные герои эпоса «Калевала».

Всего в теме 27 презентаций

Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.