Конспект урока на тему интернет. Конспект урока "глобальная компьютерная сеть". Проблемы работы в Интернет с кириллическими текстами




Урок № 10

Учитель Ташбаева А.С. Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 11 Дата урока

Тема урока: Организация и услуги Интернет

Цель урока: Обучающие: способствовать формированию понятий: Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные по-нятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение

Развивающие: развить представление учащихся о важности системного мышления в современной науке; развить навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях. Применять услуги сети Интернет в практической жизни.

Воспитательные: формировать и развивать у учащихся познавательные интересы;
воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда; формировать навыки коллективной работы.

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Ресурсы урока: ПК

Ход урока

I. Организационный момент (3 мин):

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

Мотивация к обучению – важность данной темы в современном обществе, привести примеры из жизни в образе структур данных: перепись людей, библиотека-база данных книг, архивы и т.д

II. Актуализация знаний (12 мин): фронтальный опрос учащихся

История развития глобальных сетей

Из истории человеческого общества вам должно быть известно, что многие научные открытия и изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией, изобретение радио и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, в быту, к которым приводят важные научные открытия и изобретения, принято называть научно-технической революцией.

Появление и развитие компьютерной техники во второй половине XX века стали важнейшим фактором научно-технической революции.

В этом процессе выделим три этапа.

Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей, главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начался в середине 70-х годов XX века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. В результате персональный компьютер, который помещается на письменном столе, стал «окном» в огромный мир информации. Появились новые понятия, такие как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Распространение Интернета решает важную социальную проблему информационного неравенства, которое существует между людьми, живущими в разных странах, на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап информационного общества.

С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности . Это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование главным образом изучалось в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в само-стоятельном режиме.

На третьем , современном этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет. Появилось более широкое понятие - информационная культура. Быстро растет число компьютеров, подключенных к мировой сети. И всё более необходимым становится умение использовать ком-пьютер для общения с другими людьми, для дистанционного обучения, поиска справочной информации, коммерческой деятельности и многого другого.

III. Этап изучения новых знаний (20 минут)

Понятие глобальной сети - системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, - появилось в процессе развития компьютерных сетей. В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего оповещения о приближении ракет противника. Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США, введенная в действие в 1969 году. Она имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.

В 80-90-х годах прошлого века в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет.

Важным годом в истории Интернета стал 1993 год, когда была создана служба World Wide Web (WWW) - Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина). С появлением WWW резко возрос интерес к Интернету, пошел процесс его бурного развития и распространения. Многие люди, говоря об Интернете, подразумевают именно WWW, хотя это только лишь одна из его служб.

Интернет - это сложная аппаратно-программная система , в которой нам с вами предстоит разобраться. Постараемся получить ответы на три вопроса: из чего состоит Интернет; как работает; для чего используется. Часто в литературе вместо слова «Интернет» употребляют термин «Сеть» (уважительно с большой буквы). Мы также иногда будем им пользоваться.

Аппаратные средства Интернета

Основными составляющим и любой глобальной сети являются компьютерные узлы и каналы связи .

Здесь можно провести аналогию с телефонной сетью: узлами телефонной сети являются АТС - автоматические телефонные станции, которые между собой объединены линиями связи и образуют городскую телефонную сеть. Телефон каждого абонента подключается к определенной АТС.

К узлам компьютерной сети подключаются персональные компьютеры пользователей подобно тому, как с телефонными станциями соединяются телефоны абонентов. Причем в роли абонента компьютерной сети может выступать как отдельный человек через свой ПК, так и целая организация через свою локальную сеть. В последнем случае к узлу подключается сервер локальной сети.

Организация, предоставляющая услуги обмена данными с сетевой средой, называется провайдером сетевых услуг . Английское слово provider обозначает «поставщик», «снабженец». Пользователь заключает договор с провайдером на подключение к его узлу и в дальнейшем оплачивает ему предоставляемые услуги (подобно тому, как мы оплачиваем услуги телефонной сети).

Узел содержит один или несколько мощных компьютеров, которые находятся в состоянии постоянного подключения к сети. Информационные услуги обеспечиваются работой программ-серверов, установленных на узловых компьютерах.

Каждый узловой компьютер имеет свой постоянный адрес в Интернете; он называется IP-адресом .

IP-адрес состоит из четырех десятичных чисел, каждое в диапазоне от 0 до 255, которые записываются через точку . Например:

193.126.7.29

128.29.15.124

Такие же IP-адреса получают и компьютеры пользователей Сети, но они действуют лишь во время подключения пользователя к сети, т. е. изменяются в каждом новом сеансе связи, в то время как адреса узловых компьютеров остаются неизменными.

Наряду с цифровыми IP-адресами в Интернете действует система символьных адресов , более удобная и понятная для пользователей. Она называется доменной системой имен (DNS - Domain Name System).

Например, IP-адресу 87.242.99.97 сервера методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» соответствует доменное имя metodist.Lbz.ru. Данное имя состоит из трех доменов, разделенных точками.

Система доменных имен построена по иерархическому принципу . Первый справа домен (его еще называют суффиксом) - домен верхнего уровня, следующий за ним - домен второго уровня и т. д. Последний (первый слева) - имя компьютера. Домены верхнего уровня бывают географическими (двухбуквенными) или административными (трехбуквенными). Например, российской зоне Интернета принадлежит географический домен ru. Еще примеры: uk - домен Великобритании; са - домен Канады; de - домен Германии; jp - домен Японии. Административные домены верхнего уровня чаще всего относятся к американской зоне Интернета: gov - правительственная сеть США; mil - военная сеть; edu - образовательная сеть; com - коммерческая сеть.

Среди узлов Интернета есть своя иерархия . Например, некоторый узел в Самаре имеет соединение с узлом в Москве, который, в свою очередь, связан с рядом узлов европейской опорной сети. Последние имеют связь с узлами США, Японии и др. И всё-таки структура Интернета - это не дерево, а именно сеть. Как правило, каждый узел имеет связь не с одним, а с множеством других узлов. Поэтому маршруты, по которым поступает информация на некоторый узел, могут быть самыми разными. Этим обеспечивается устойчивость работы Сети: при выходе из строя одного узла информационные потоки к другим узлам не прерываются. Они лишь могут изменить свои маршруты.

Каналы связи Существуют самые разные технические способы связи в глобальной сети:
телефонные линии; электрическая кабельная связь; оптоволоконная кабельная связь;
радиосвязь (через радиорелейные линии, спутники связи).

Различные каналы связи различаются тремя основными свойствами : пропускной способностью, помехоустойчивостью, стоимостью .

По параметру стоимости самыми дорогими являются оптоволоконные линии, самыми дешевыми - телефонные. Однако с уменьшением цены снижается и качество работы линии: уменьшается пропускная способность, сильнее влияют помехи. Практически не подвержены помехам оптоволоконные линии.

Пропускная способность - это максимальная скорость передачи информации по каналу. Обычно она выражается в килобитах в секунду (Кбит/с) или в мегабитах в секунду (Мбит/с).

Пропускная способность телефонных линий - десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

На протяжении многих лет большинство пользователей Сети подключались к узлу через коммутируемые (т. е. переключаемые) телефонные линии. Такое подключение производится с помощью специального устройства, которое называется модемом . Слово «модем» - это объединение сокращений двух слов: «жодуля- тор» - «дежодулятор». Модем устанавливается как на компьютере пользователя, так и на узловом компьютере. Модем выполняет преобразование дискретного сигнала (выдаваемого компьютером) в непрерывный (аналоговый) сигнал (используемый в телефонной связи) и обратное преобразование. Основной характеристикой модема является предельная скорость передачи данных. В разных моделях она колеблется в диапазоне от 1200 до 56 000 бит/с.

Кабельная связь обычно используется на небольших расстояниях (между разными провайдерами в одном городе). На больших расстояниях выгоднее использовать радиосвязь. Всё большее число пользователей в наше время переходят от коммутируемых низкоскоростных подключений к высокоскоростным некоммутируемым линиям связи.

Программное обеспечение Интернета

Работа Сети поддерживается определенным программным обеспечением (ПО). Это ПО функционирует на серверах и на персональных компьютерах пользователей. Как вам известно из курса информатики основной школы, основой всего программного обеспечения компьютера является операционная система, которая организует работу всех других программ. Программное обеспечение узловых компьютеров очень разнообразно . Условно его можно разделить на базовое (системное) и прикладное . Базовое ПО обеспечивает поддержку работы сети по протоколу TCP/IP - стандартному набору протоколов Интернета, т. е. оно решает проблемы рассылки и приема информации. Прикладное ПО занимается обслуживанием разнообразных информационных услуг Сети, которые принято называть службами Интернета . Служба объединяет серверы и клиентские программы, обменивающиеся данными по некоторым прикладным протоколам. Для каждой службы существует своя сервер-программа: для электронной почты, для телеконференций, для WWW и пр. Узловой компьютер выполняет функцию сервера определенной службы Интернета, если на нем работает сервер-программа этой службы. Один и тот же компьютер в разное время может выполнять функции сервера различных услуг; всё зависит от того, какая сервер-программа на нем в дан-ный момент выполняется. На ПК пользователей сети обслуживанием различных информационных услуг занимаются программы-клиенты. Примерами популярных клиентов являются: Outlook Express - клиент электронной почты, Internet Explorer - клиент службы WWW (браузер). Во время работы пользователя с определенной службой Интернета между его программой-клиен- том и соответствующей программой-сервером на узле устанавливается связь. Каждая из этих программ выполняет свою часть работы в предоставлении данной информационной услуги. Такой способ работы Сети называется технологией «клиент - сервер» .

Как работает Интернет

В Интернете используется пакетная технология передачи информации . Чтобы в этом лучше разобраться, представьте себе следующую ситуацию. Вам нужно переслать товарищу в другой город какой-то многостраничный документ (например, распечатку романа, который вы сочинили). Полностью в конверт весь ваш роман не помещается, а посылать бандеролью вы не хотите - слишком долго будет идти. Тогда вы делите весь документ на части по 4 листа, вкладываете каждую часть в почтовый конверт, на каждом конверте пишете адрес и всю эту пачку конвертов опускаете в почтовый ящик. Например, если ваш роман занимает 100 страниц, то вам придется отправить 25 конвертов. Вы даже можете опустить конверты в разные почтовые ящики на разных узлах связи (для интереса, чтобы узнать, какие дойдут быстрее). Но поскольку на них указан один и тот же адрес, все конверты должны дойти до вашего товарища. А еще, чтобы товарищу было удобно собрать роман целиком, на конвертах желательно указать порядковые номера. Аналогично работает пакетная передача информации в Интернете. За ее работу отвечает протокол TCP/IP, о котором уже говорилось раньше. Пора разобраться, что же обозначают эти загадочные буквы.

Пакеты передаются, как эстафетные палочки, от одного узла к другому. Причем маршруты для разных пакетов из одного и того же сообщения могут оказаться разными. Описанный механизм передачи пакетов отображен на рис. 2.1. Вопрос о маршруте решается отдельно для каждого пакета. Всё зависит от того, куда его выгоднее передать в момент обработки. Если на каком-то участке Сети произошел «обрыв», то передача пакетов пойдет в обход этого участка. в любой момент времени по любому каналу Сети перемещается «вперемешку» множество пакетов из самых разных сообщений.

Название документа Komputer_setu.doc

Конспект урока по информатике с презентацией

Тема урока : Компьютерные сети. . Каналы связи.

Продолжительность 45 минут.

Класс : 8

Цели урока:

образовательные:

развивающие :формирование и закрепление навыков систематизации и структуризации информации; формирование навыков ориентирования в информационной среде;развивать познавательный интерес, речь и внимание школьников, формировать у них информационную культуру и потребность в приобретении знаний; формирование общеучебных умений и навыков; расширение кругозора; развитие коммуникативных качеств личности; развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий;

воспитательные

Тип урока

Оборудование : компьютер, проектор.

Программное обеспечение : презентация в Power Point по теме урока

План урока :

4. Тестовый контроль – 5 мин.

5. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием – компьютерная сеть, узнаем как, зачем и где появился Интернет, узнаем о его возможностях. Чтобы успешно пользоваться Интернетом, совсем необязательно знать в деталях, как он устроен. Тем не менее, общее представление о работе Интернета и используемых терминах позволит освоить Интернет значительно быстрее и избежать большого количества ошибок.Для вас сегодня приоткроются двери в новый, виртуальный мир, мир, в котором нет границ и где есть все (в виртуальном смысле).

Демонстрируется слайд 2

Вопрос: Каковы скорость передачи информации; расстояние, на которое можно протянуть кабель от одного компьютера к другому?

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Особенности такого соединения:

    Низкая скорость соединения

Такие сети называются локальными

Демонстрируется слайд 3

линейной шиной .

Демонстрируется слайд 4

региональные сети

корпоративные сети

Демонстрируется слайд 5

Вопрос

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Демонстрируется слайд 6

Вопрос

Демонстрируется слайд 7

(Ученики заранее подготовили мини-доклады

Демонстрируется слайд 8

История создания сети Интернет

Толчком создания Интернет явился запуск в Советском Союзе в 1957 году первого искусственного спутника, в котором США увидели для себя угрозу использования ракет для нанесения ядерного удара по Штатам. В этом же году при департаменте обороны США было создано Агентство по научно-исследовательским проектам - (Defense Advanced Research Project Agency - DARPA). Перед учеными была поставлена задача создания компьютерной сети, которой могли бы пользоваться военные при ядерном нападении на страну. Сеть должна была использоваться для осуществления связи между командными пунктами системы обороны.

Демонстрируется слайд 8

Демонстрируется слайд 9

Именно для сети ARPANet был создан протокол IP , позволявший делить файлы на пакеты и передавать их от узла к узлу. Затем был создан протокол TCP , который обеспечивал передачу пакетов между компьютером-отправителем и компьютером-приемником, этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. Все эти свойства протокола TCP позволили использовать его для межсетевого обмена файлами.

Демонстрируется слайд 10

29 октября 1969 г. принято считать днем рождения Сети. В этот день была предпринята самая первая, правда, не вполне удавшаяся, попытка дистанционного подключения к компьютеру, находившемуся в исследовательском центре Стэндфордского Университета (SRI ), с другого компьютера, который стоял в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе (UCLA ). Удалённые друг от друга на расстояние 500 км SRI и UCLA стали первыми узлами будущей сети ARPANet.

Затем к ним подключили ещё два узла: Калифорнийский Университет Санта-Барбары (UCSB ) и Университет штата Юта (UTAH ).

Демонстрируется 11

Демонстрируется слайд12

В 1972 году была создана общественная организация INWG – рабочая группа по международным сетям, под руководством Винсента Сёрфа. Она координировала работу по созданию возможности межсетевого обмена. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан Винсентом Сёрфом и Робертом Каном в 1974 году и назван TCP .

После объединения в 1982 году двух протоколов TCP и IP в один, протокол TCP /IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет. В этом же году Сёрф и его коллеги ввели термин «Интернет». Сегодня называют «Отцом Интернета».

Россия впервые получила доступ к Интернету в начале 80-х годов. Доступ был осуществлен Институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова. В 1990 году создается РЕЛКОМ – сеть пользователей UNIX .

Демонстрируется слайд13

Демонстрируется слайд14

Демонстрируется слайд15

Демонстрируется слайд16

    по способу передачи сигнала:

2.Телефонные;

Демонстрируется слайд17

Витая пара

Демонстрируется слайд18

Коаксиальный кабель

Демонстрируется слайд19

Оптоволоконный кабель

Демонстрируется слайд20

Демонстрируется слайд 21

Беспроводное сетевое

Демонстрируется слайд 22

Спутниковые линии связи

Демонстрируются слайды 23-27

    Пол Бэрен

    Джозеф Ликлайдер

    Дональд Дэвис

    Винсент Сёрф

3. В каком году протокол TCP /IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет?

    rnd.edu.runnet.ru

    им. Н.В.Склифосовского

    им. И.В.Курчатова

    им. И.М.Сеченова

Демонстрируется слайд 29

5. Домашнее задание:

Канал связи

Физические характеристики

Пропускная способность

Помехоустойчивость

Телефонная связь

Радиосвязь

Оптическое волокно

Спутниковая связь

6. Подведение итогов урока.

    Какие сети бывают.


‹ ›

ФИО: Богданова Лариса Михайловна

Должность: учитель информатики

Место работы: Республика Карелия МОУСОШ п. Надвоицы

Республика Карелия, пгт. Надвоицы, Сегежский р-он

Сайт школы: nadvschool.narod.ru

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Информатика

Описание:

Цели урока:

образовательные: познакомить обучающихся с основными составляющими построения Интернета: техническими средствами, технологией передачи; способствовать формированию у обучающихся в целостного представления о работе Интернета, взаимодействии технических и программных средств; освоение основных понятий из области сетевых технологий; освоение основных характеристик передачи информации с использованием технических средств;
развивающие : формирование и закрепление навыков систематизации и структуризации информации; формирование навыков ориентирования в информационной среде; развивать познавательный интерес, речь и внимание школьников, формировать у них информационную культуру и потребность в приобретении знаний; формирование общеучебных умений и навыков; расширение кругозора; развитие коммуникативных качеств личности; развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий;
воспитательные : воспитание интереса к изучаемому предмету, воспитание положительного отношения к знаниям;

Тип урока : комбинированный – объяснение нового материала с элементами теста.

Оборудование : компьютер, проектор.

Программное обеспечение : презентация в Power Point по теме урока

При подготовке урока использовалась литература :
1. Семакин И.Г, Хеннер Е.К. Информатика: 10-й класс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
2. Интернет с нуля! / Под ред. Н.А. Домина. М.: Лучшие книги, 2006.
3. Отаров С. К., Тарасенко М.Н. Виртуальное пространство Интернет. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2000
4. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
5. Алферов А. П. Компьютерные сети. Интернет. М.: Информатика, 2005
6. Волчинская Е. К. Информационные технологии и право. М.: Информатика, 2003

План урока:

1. Организационная часть – 1 мин.
2. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
3. Изложение нового материала – 30 мин.
4. Тестовый контроль – 5 мин.
5. Домашнее задание – 2 мин.
6. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационная часть

2. Сообщение темы и постановка целей урока
Демонстрируется слайд 1(Презентация)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием – компьютерная сеть, узнаем как, зачем и где появился Интернет, узнаем о его возможностях. Чтобы успешно пользоваться Интернетом, совсем необязательно знать в деталях, как он устроен. Тем не менее, общее представление о работе Интернета и используемых терминах позволит освоить Интернет значительно быстрее и избежать большого количества ошибок. Для вас сегодня приоткроются двери в новый, виртуальный мир, мир, в котором нет границ и где есть все (в виртуальном смысле).

3. Изложение нового материала
Начнем с того, что выясним – а зачем нужны компьютерные сети. Как вы думаете? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
При использовании компьютеров часто возникает проблема передачи данных с одного компьютера на другой. Передать данные можно при помощи внешних носителей. А если компьютеров много и расположены они в разных комнатах 20-этажного здания.
Демонстрируется слайд 2
Простейший способ решения этой проблемы – связать компьютеры в сеть, соединив их через параллельные или последовательные порты кабелем, и при помощи специальных программ обеспечить передачу данных.
Вопрос:
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
Особенности такого соединения:

  • Низкая скорость соединения
  • Соединение компьютеров возможно только в пределах одного помещения

Если необходимо обмениваться данными между компьютерами, находящимися в разных кабинетах, как у нас в школе или на разных этажах одного здания, то лучше всего связать компьютеры в сеть, подключив их с помощью кабелей через специальные сетевые адаптеры.
Такие сети называются локальными . При этом скорость обмена данными будет значительно выше.
А сейчас давайте поиграем: Вы видите на доске картинки с изображением компьютеров, предложите ваш вариант локальной сети. Пригашаются к доске двое желающих. Достоинства и недостатки мы посмотрим позже.
Демонстрируется слайд 3
Общая схема соединения компьютеров в локальной сети называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными. Вариант соединения компьютеров между собой, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, называется линейной шиной .
Демонстрируется слайд 4
Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла, то реализуется локальная сеть типа «звезда». Преимущество локальной сети типа «звезда» состоит в том, что при выходе из строя сетевого кабеля у одного компьютера локальная сеть в целом продолжает нормально функционировать.
Теперь зная о топологии сетей, давайте сравним то, что получилось на доске с тем, что есть на самом деле. (Идет обсуждение)
Локальные сети не позволяют обеспечить, совместный доступ пользователям, находящимся, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети , объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).
Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные, так называемые корпоративные сети . Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах.
Демонстрируется слайд 5
Крупные локальнее сети в свою очередь объединяются в глобальные сети. Глобальные сети связывают компьютеры в пределах страны, континента, планеты.
Вопрос : Как можно классифицировать компьютерные сети?
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
Демонстрируется слайд 6
Таким образом, существуют два вида сетей: локальные и глобальные.
Вопрос : Какие функции являются общими для всех компьютерных сетей?
Демонстрируется слайд 7
Назначение всех видов компьютерных сетей определяется двумя их функциями:

  • Обеспечение совместного пользования аппаратными и программными ресурсами сети
  • Обеспечение совместного доступа к ресурсам данных

(Ученики заранее подготовили мини-доклады и выступают с ними перед одноклассниками.)
Демонстрируется слайд 8
История создания сети Интернет
Толчком создания Интернет явился запуск в Советском Союзе в 1957 году первого искусственного спутника, в котором США увидели для себя угрозу использования ракет для нанесения ядерного удара по Штатам. В этом же году при департаменте обороны США было создано Агентство по научно-исследовательским проектам - (Defense Advanced Research Project Agency - DARPA). Перед учеными была поставлена задача создания компьютерной сети, которой могли бы пользоваться военные при ядерном нападении на страну. Сеть должна была использоваться для осуществления связи между командными пунктами системы обороны.
Главным критерием при создании сети считалась неуязвимость сети во время ядерной атаки. Основная концепция сети, базируется на двух основных идеях:

  • Отсутствие центрального компьютера – все компьютеры сети равноправны;
  • Пакетный способ передачи файлов по сети.

Демонстрируется слайд 8
Эту концепцию в 1962 году предложил Пол Бэрен, использовавший теорию пакетной пересылки файлов, выдвинутую Леонардом Клейнроком в1961 году. Суть идеи П. Бэрена состоит в том, что файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Так как пакеты передаются независимо, то каждый пакет может дойти до конечного компьютера по своему пути.
Еще одним теоретическим источником создания сети явилась концепция «Галактической сети» Джозефа Ликлайдера. Согласно этой концепции, при помощи сети любой человек из любой точки Земли может получать информацию и обмениваться файлами с любым другим человеком. Сегодня можно сказать, что эта концепция воплотилась в современной сети Интернет.
Демонстрируется слайд 9
В 1962 году в рамках Агентства ARPA были начаты работы по компьютерным проектам. Руководителем был назначен Джозеф Ликлайдер.
В 1966 году было начато создание компьютерной сети. По имени агентства она получила название ARPANet.
Именно для сети ARPANet был создан протокол IP, позволявший делить файлы на пакеты и передавать их от узла к узлу. Затем был создан протокол TCP, который обеспечивал передачу пакетов между компьютером-отправителем и компьютером-приемником, этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. Все эти свойства протокола TCP позволили использовать его для межсетевого обмена файлами.
Демонстрируется слайд 10
29 октября 1969 г. принято считать днем рождения Сети. В этот день была предпринята самая первая, правда, не вполне удавшаяся, попытка дистанционного подключения к компьютеру, находившемуся в исследовательском центре Стэндфордского Университета (SRI), с другого компьютера, который стоял в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Удалённые друг от друга на расстояние 500 км SRI и UCLA стали первыми узлами будущей сети ARPANet.
Затем к ним подключили ещё два узла: Калифорнийский Университет Санта-Барбары (UCSB) и Университет штата Юта (UTAH).
Демонстрируется 11
Именно эти 4 организации распределили между собой основные функции по созданию компонентов глобальной сети:
UCLA – проведение измерительных испытаний;
SRI – создание информационного центра;
UCSB – разработка математического аппарата;
UTAH – первые работы по трёхмерной графике.
Проведение испытаний стало возможно благодаря тому, что к 1 Сентября 1969 года компания BBN изготовила 1-вые экземпляры устройства IMP (Interface Message Processor), обеспечивающего связь между компьютерами по телефонным каналам.
Демонстрируется слайд 12
В 1972 году в Вашингтоне прошла первая Международная конференция по компьютерным коммуникациям. На конференции присутствовали ученые из 10 стран. Участникам конференции была представлена сеть ARPANet.
В 1972 году была создана общественная организация INWG – рабочая группа по международным сетям, под руководством Винсента Сёрфа. Она координировала работу по созданию возможности межсетевого обмена. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан Винсентом Сёрфом и Робертом Каном в 1974 году и назван TCP.
После объединения в 1982 году двух протоколов TCP и IP в один, протокол TCP/IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет. В этом же году Сёрф и его коллеги ввели термин «Интернет». Сегодня называют «Отцом Интернета».
Россия впервые получила доступ к Интернету в начале 80-х годов. Доступ был осуществлен Институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова. В 1990 году создается РЕЛКОМ – сеть пользователей UNIX.
20 марта 1998 впервые проводится Всемирный День Интернет.
Учитель:
Демонстрируется слайд 13
Сегодня Интернет – это объединение большого количества сетей. Каждая сеть состоит из десятков и сотен серверов. Серверы соединены между собой напрямую различными линиями связи: кабельными, наземной радиосвязью, спутниковой радиосвязью. К каждому серверу подключается большое количество компьютеров и локальных компьютерных сетей, которые являются клиентами сети. Клиенты могут соединяться с сервером не только по прямым линиям, но и по обычным телефонным каналам. Каналами связи называют технические средства, позволяющие осуществлять передачу данных на расстоянии. Основными характеристиками каналов связи являются пропускная способность и помехоустойчивость.
Демонстрируется слайд 14
Пропускная способность – максимальная скорость передачи информации по каналу связи (Кбит/с) без учета дополнительной служебной информации, например стартового и стопового битов, начальных конечных записей блоков и т.д. Зависит от физических свойств канала связи.
Помехоустойчивость задает параметр уровня искажения передаваемой информации. Для того чтобы избежать изменения или потери информации при ее передаче, используют специальные методы, позволяющие сократить влияние шумов.
Демонстрируется слайд 15
Классифицировать компьютерные каналы связи можно так:

  • по способу кодирования: цифровые и аналоговые;
  • по способу коммуникации: выделенные (постоянное соединение) и коммутируемые (временное соединение);

Демонстрируется слайд 16

  • по способу передачи сигнала:

1.Кабельные: витая пара, коаксиальные кабели, оптико-волоконные кабели; оптические (световоды), радиорелейные, беспроводные, спутниковые.
2.Телефонные;
3.Радио: радиорелейные, спутниковые.
Демонстрируется слайд 17
Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой. Скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы. Самый простой вариант витой пары - телефонный кабель. Основной недостаток витой пары - плохая помехозащищённость и низкая скорость передачи информации. Витая пара по стандарту UTP-6 обеспечивает скорость передачи до 10Гб/с на расстоянии до 100м. Для повышения помехозащищённости используется экранированная витая пара
Демонстрируется слайд 18
Коаксиальный кабель по сравнению с витой парой обладает более высокой механической прочностью, помехозащищённостью. Для промышленного использования выпускается два типа коаксиальных кабелей: толстый и тонкий. Толстый кабель более прочен и передаёт сигналы нужной амплитуды на большее расстояние, чем тонкий. В то же время тонкий кабель значительно дешевле.
Демонстрируется слайд 19
Оптоволоконный кабель - идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей и сам практически не имеет излучения.
Использование светового сигнала обеспечивает абсолютную независимость от электромагнитных помех природного происхождения и возникающих в результате функционирования самых разнообразных технических устройств на производствах, транспорте, в системах связи и в быту, а также отсутствие электромагнитного излучения от линии. Преимущество волоконной оптики несомненно: реализуемые в оптических каналах скорости передачи информации пока недостижимы для медных кабелей.
Демонстрируется слайд 20
Радиорелейные линии связи (РРЛ) предназначены для передачи сигналов в диапазонах дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волн. Передача ведется через систему ретрансляторов, расположенных на расстоянии прямой видимости. Ретрансляторы осуществляют прием сигнала, усиление его, обработку и передачу на следующий ретранслятор. Общая протяженность РРЛ может достигать тысяч километров. К недостаткам можно отнести: ограниченную дальность одного сегмента, не превышающую 100 км не только из-за энергетики, но и из-за влияния кривизны земли на обеспечение прямой видимости (исключение - ТРЛ), зависимость качества связи от времени года и времени суток.
Демонстрируется слайд 21
Беспроводное сетевое оборудование предназначено для передачи по радиоканалам информации (данных, телефонии, видео и др.) между компьютерами, сетевыми и другими специализированными устройствами. В последнее время все большую популярность приобретает идея построения городской опорной сети с беспроводным доступом.
Демонстрируется слайд 22
Спутниковые линии связи работают в 9 - 11 диапазонах частот и, в перспективе, в оптических диапазонах. В этих системах сигнал с земной станции посылается на спутник, содержащий приемопередающую аппаратуру, там усиливается, обрабатывается и посылается обратно на Землю, обеспечивая связь на большие расстояния и перекрывая большие площади. Существует множество разнообразных спутниковых систем, как коммерческого, так и специального назначения. Скорость передачи в спутниковом канале - до 45 Мбит/c. Традиционные системы спутниковой связи постоянно развиваются, и главная тенденция их развития - удешевление. Но основное препятствие к использованию широкополосного спутникового доступа для Интернета - это стоимость выделенных широкополосных каналов связи: обычно более эффективно использовать каналы связи с низкой полосой пропускания.
Современное производство требует высоких скоростей обработки информации, удобных форм её хранения и передачи. А поэтому для развития каналов связи в сети Интернет необходимо совершенствовать имеющие и искать новые технологии.

4. Тестовый контроль усвоения материала темы урока.
Если у вас нет вопросов, завершим наш урок небольшой проверочной тестовой работой. Удачи!
Демонстрируются слайды 23-27
Текст тестовой проверочной работы

1. Создание компьютерной сети ARPANet было начато:

  • в 1975 г.
  • в 1966 г.
  • в 1945 г.
  • в 1980 г.

2. Файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Так как пакеты передаются независимо, то каждый пакет может дойти до конечного компьютера по своему пути. Укажите фамилию автора идеи.

  • Пол Бэрен
  • Джозеф Ликлайдер
  • Дональд Дэвис
  • Винсент Сёрф

3. В каком году протокол TCP/IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет?

  • 1975 г.
  • 1982 г.
  • 1984 г.
  • 1978 г.

4. Укажите серверы, которые относятся к доменной зоне России:

  • epson.au
  • ntv.ru
  • rnd.edu.runnet.ru
  • school.ua

5. Какой институт осуществил доступ к Интернету?

  • им. Н.В.Склифосовского
  • им. И.В.Курчатова
  • им. И.М.Сеченова

(Взаимопроверка в парах, слайд 28)
Демонстрируется слайд 29

5. Домашнее задание: Найти основные характеристики каналов связи и внести данные в предложенную таблицу. В качестве источников исходных данных можно использовать любые источники.

6. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги урока. Что мы сегодня узнали? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Если ответов нет или они не полные, то учитель резюмирует.

  • Зачем и каким образом объединяются компьютеры в сеть.
  • Какие сети бывают.
  • Кого называют «отцом Интернета».
  • Что такое сетевой протокол и для чего он предназначен.
  • Характеристики каналов связи и их классификацию.

На этом мы не заканчиваем знакомство с Интернетом. Нас ждут новые знания и открытия!

Тема урока: «Интернет и Всемирная Паутина»

Цель урока : знакомство мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (WWW), со способами поиска информации в ней.

Задачи: сформировать понятия Интернета, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, отработать навыки поиска информации в Интернете; развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес; воспитывать информационную культуру, правила безопасности работы в Интернете

Ход урока

I . Организационный момент

II . Формирование мотивации

Тема нашего урока - «Интернет и Всемирная сеть».
Сегодня мы познакомимся со всемирной глобальной сетью – Интернетом, с информационной системой World Wide Web (WWW) – Всемирной паутиной; узнаем методы поиска информации в ней.

III . Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили об аппаратном и программном обеспечении сетей, Давайте повторим:
1) Перечислите технические средства компьютерных сетей?
2) Как используются телефонные линии в компьютерных сетях?
3) Что такое модем и какую функцию он выполняет?

IV . Объяснение нового материала

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. В современном обществе невозможно представить ни одного дня без использования Интернета. Что же такое Интернет?

(учащиеся сначала самостоятельно формулируют определение)

Internet - всемирная глобальная компьютерная сеть.
Internet объединяет в себе тысячи локальных, отраслевых, региональных сетей всего мира.

В настоящее время услугами сети Интернет пользуется более 1 млрд. человек.

Исходя из жизненного опыта, назовите возможности, которые предоставляет Интернет.

Что такое Всемирная паутина?
World Wide Web - всемирная паутина: распределенная по всему миру информационная система с гиперсвязями, существующая на технической базе мировой сети Internet.

Всемирной Паутине в 2018 году исполнилось всего 27 лет.

Работа с понятиями в группах.
Web-страница - это отдельный документ World Wide Web.

Web-сервер - компьютер в сети Internet, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними.

Web-сайт - раздел данных на Web-сервере, физическому или юридическому лицу.
Каждая
Web-страница имеет своё имя, по которому можно её найти.

    Самостоятельная работа

Практическая работа №1 «Работа с поисковой системой и сайтом»

    В поисковой строке системы «Яндекс» или «Гуггл» укажите название любимой музыкальной группы

    Определите, какую информацию предлагает сайт об этой группе

    Предположите, какие примерные разделы должен содержать сайт для наполнения его наиболее важной информацией

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»

    Подведение итогов урока

Вопросы для контроля:

    Дайте определение понятиям «Интернет», «Всемирная Паутина», «поисковая система», «сайт»

    Перечислите основные способы поиска информации в Интернет?
    VII. Домашнее задание

Схематически разработать сайт с информацией о любимом актёре

» з теми «Интернет и Всемирная паутина »

ИНТЕРНЕТ И ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА

Тема урока: Интернет и Всемирная паутина

Цель урока : Познакомить учащихся с мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (WWW), со способами поиска информации в ней.

Задачи:

Обучающая – сформировать понятия Интернета, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, гиперструктуры WWW, Web-браузера; привить первоначальные навыки поиска информации в Интернете.

Развивающая – развивать наглядно-образное мышление, память, внимательность, познавательный интерес.

Воспитательная – воспитание информационной культуры, чувства гордости за свою школу.

Раздел программы: «Передача информации в компьютерных сетях».

Тип урока : урок изучения нового материала с применением IT-технологий (компьютерная презентация, Интернет).

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, проектор, презентация «Интернет и Всемирная паутина», карточки с текстом практической работы.

Литература: Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

План урока

1) Организационный момент (приветствие, доклад дежурного).
2) Мотивационное начало урока (постановка цели урока).
3) Повторение. Актуализация знаний (по вопросам).
4) Объяснение темы урока (с использованием презентации, Интернета).
5) Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам).
6) Практическая работа «Поиск информации во Всемирной паутине» (работа за компьютером с использованием высокоскоростного доступа к Интернету).
7) Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент (приветствие, доклад дежурного).

Мотивационное начало урока

Тема нашего урока «Интернет и Всемирная сеть».
Цель урока: познакомиться с всемирной глобальной сетью – Интернетом; с молодой, но очень интересной услугой этой сети – информационной системой World Wide Web (WWW) – Всемирной паутиной; с методами поиска информации в этой системе.

Актуализация знаний

Ребята, с аппаратным и программным обеспечением сетей вы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним.
1) Что входит в технические средства компьютерных сетей?
2) Почему в качестве линий связи в компьютерных сетях чаще всего используются телефонные линии?
3) Что такое модем? Каково его назначение в сети?
4) Какая величина является основной характеристикой работы модема? В каких единицах она измеряется?
5) Какими возможностями обладает интеллектуальный модем?
6) Что такое технология «клиент-сервер»?

Объяснение нового материала

Internet - всемирная глобальная компьютерная сеть.
Internet объединяет в себе тысячи локальных, отраслевых, региональных сетей всего мира.

Отдельный пользователь, который не является абонентом какой-то из перечисленных сетей, также может подключиться к Internet через ближайший узловой центр.

В настоящее время услугами сети Интернет пользуется более 1 млрд. человек.

Интернет предоставляет пользователям разнообразные услуги: электронную почту, телеконференции, файловые архивы, Интернет-телефонию, форумы прямого общения (chat).

Самой новой и самой интересной услугой, предоставляемых пользователям глобальной сети, с недавних пор стала возможность работы с информационной системой World Wide Web (WWW).

World Wide Web - всемирная паутина: распределенная по всему миру информационная система с гиперсвязями, существующая на технической базе мировой сети Internet.

Всемирной Паутине исполнилось всего 16 лет.

В этот день Тим Бернерс-Ли, работавший в Европейском центре ядерных исследований в Женеве (Швейцария), опубликовал краткое описание проекта WWW.

Web-страница - отдельный документ World Wide Web.

Web-сервер - компьютер в сети Internet, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними.

Web-сайт - раздел данных на Web-сервере, принадлежащий какой-то организации или лицу. В этом разделе его владелец размещает свою информацию в виде множества взаимосвязанных Web-страниц. Обычно Web-сайт имеет главную (домашнюю) страницу - Home page, от которой по гиперссылкам или указателям "вперед-назад" можно двигаться по страницам сайта.



Web-страница
имеет своё имя, по которому к ней можно обратиться.

Протокол доступа - http

Имя компьютера - elhovka.narod.ru

Имя директории - html

Имя файла - urok.htm

Просматривать Web-страницы не обязательно подряд, перелистывая их, как в книге.

Важнейшим свойством WWW является гипертекстовая организация связей между Web-страницами.
Эти связи действуют не только между страницами на одном сервере, но и между разными серверами WWW.
Переход от одной страницы к другой происходит по гиперсвязям, образующим сеть, которая напоминает паутину.

Обычно ключевые слова, от которых идут гиперсвязи, выделяются на Web-странице цветом или подчеркиванием.

Роль ключа для связи может выполнить не только текст, но и рисунок, фотография, указатель на звуковой документ, поэтому вместо термина "гипертекст" употребляется термин "гипермедиа".

Гипермедиа - система гиперсвязей между мультимедиа документами.

Web-браузер - специальное программное обеспечение, которое помогает пользователю перемещаться по "паутине". Наиболее популярным Web-браузером является Internet Explorer. Основная задача браузера - обращение к Web-серверу за искомой страницей и вывод страницы на экран.

Поиск нужного документа в WWW может происходить:
 путем указания адреса документа;
 путем перемещения по «паутине» гиперсвязей;
 путем использования поисковых программ.

На поисковый сервер можно выйти с помощью браузера, если указать адрес сервера. Например, http://www.yandex.ru

Пользователь Интернета во время сеансов работы в сети погружается в информационное пространство с неограниченными ресурсами.

Киберпространство - это совокупность мировых систем телекоммуникаций и циркулирующей в них информации.

Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам к §4 на стр.28)

Выполнение практической работы на ПК «Поиск информации во Всемирной паутине».

1. Найти информацию о нашем селе, которая размещена на школьном сайте, используя все способы поиска:
1.1. С помощью адреса Web-страницы: http://elhovka.narod.ru/html/selo.htm
1.2. С помощью поиска по гиперссылкам с домашней страницы школьного сайта: http://elhovka.narod.ru/index.htm
1.3. С помощью поисковой программы Yandex (http://www.yandex.ru).

2. С помощью поисковой программы Rambler (http://www.rambler.ru)
2.1. Найти сайт «Птицы России», победивший в 2006 году на республиканском конкурсе научно-исследовательских работ по информатике (автор Богданов Андрей).
2.2. Познакомиться со списком птиц, обитающих в нашей стране.

3. С помощью поисковой программы Google (http://www.google.com)
3.1. Введите в окне поиска: сайт "Информатика в школе" и найдите сайт «Информатика в школе», победивший в 2007 году на республиканском конкурсе научно-исследовательских работ по информатике (автор Богданов Андрей).
3.2. Познакомиться с эволюцией ЭВМ.

4. Познакомиться с вопросами про Президента и ответами на них на сайте Президента России для граждан школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Подведение итогов урока

1) Чему вы научились сегодня на уроке?
2) Что такое Интернет? Всемирная паутина? Браузер?
3) Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
На следующем уроке мы более подробно рассмотрим работу поисковых серверов, научимся правильно формировать запросы к поисковым серверам.

Конспект урока по информатике.

Тема: «Глобальная сеть Интернет.

Поиск информации в Интернете».

Класс: 11 класс

Цель урока : изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Предварительная подготовка учащихся : материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;

Дидактические основы урока :

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся : групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: 11 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

План урока:

    Орг. момент (1-2 мин.);

    Объяснение нового материала (20 мин.);

    Самостоятельная работа (15 мин.);

    Итог урока (3-5 мин.);

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент,

Сообщение темы урока, его целей и задач;

Краткий план деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».

Презентация к уроку (приложение 1).

На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1).

Записывают тему урока в тетради.

Введение в тему:

Подготовить детей к восприятию темы;

Нацелить на продуктивную работу.

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 2).

А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?

Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).

Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 3).

А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.

В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.

Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.

Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.

Выступление капитана команды сторонников.

Выступление капитана команды противников.

В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.

Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть .

Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.

Делятся на группы.

Работа в группах.

Вывод своих позиций.

Тема урока:

Изучить способы поиска информации в сети Интернет;

Рассмотреть поисковые системы Интернета.

А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию (слайды 5-6).

Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.

Для поиска информации используются в основном три основных типа:

    Указание адреса страницы; (слайд 7)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

    Обращение к поисковой системе (слайд 9).

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 10)

Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex . ru , Rambler . ru , Google . ru и много других) (слайды 11 – 12).

Yandex . ru

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.

Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13).

Google . ru

Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14).

Rambler . ru

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 15).

Основное записывают в тетрадь (самостоятельно!!!)

Закрепление материала

А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url -адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (приложение 2).

Индивидуальная работа за компьютерами.

Подведение итогов урока:

систематизация знаний, полученных на уроке

    Что такое глобальная компьютерная сеть?

    Что такое поисковая система?

    Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?

Оценивание ребят за практическую работу.

Используемая литература:

1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни). – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.: ил.