Стратегия управления политическим процессом. Чем отличается стратегия от тактики? Смотреть что такое "Стратегия и тактика в политике" в других словарях
уровни планирования и управления политическим процессом. Стратегия формируется как общая цель движения и общие принципы и способы ее достижения и реализуется через идеологические теории, манифесты, общие программы политических партий и элит. Тактика создается как дробление стратегического процесса на этапы или элементы, представляющие собой одновременно самостоятельные процессы и моменты целого. Таким образом, стратегия и тактика тождественны и различны, являются одним целым, которое различено само в себе, состоит из элементов.
Функция политического планирования выполняется представителями элит. При создании политических программ назначение стратегии и тактики заключается в обеспечении совпадения дробных фактических шагов с общей целью, результатом политического процесса, который предполагается получить. Обычно это противоречие формулируется как противопоставление цели деятельности и самого движения к ней или цели и средств ее достижения. В истории развития политики было выдвинуто несколько способов разрешения данного противоречия. Например, знаменитый тезис
Н. Макиавелли «цель оправдывает средства», мудрость Данте «благими пожеланиями вымощена дорога в ад», религиозно-моральный принцип «неправедными путями не достичь безгрешности», попытка марксистской идеологии «достичь тождества стратегии и тактики на научной основе», ревизионистский лозунг «цель - ничто, движение – все» и т. д.
Можно констатировать, что соответствие стратегии и тактики - проблема до сих пор не решенная. Как правило, цели, которые ставятся политиками, особенно радикальными, противоречат реальному результату процесса. Это происходит из-за несоответствия цели способу ее реализации. Поэтому современные идеологи настаивают на деидеологизации политики, отстаивая возможность человека на основании собственных ценностей и убеждений принимать политические решения.
Коротец И.Д.
Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Смотреть что такое "Стратегия и тактика в политике" в других словарях:
Антиинфляционная политика - (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… … Энциклопедия инвестора
Коминтерн, 3 й Интернационал (1919 43), междунар. организация, созданная в соответствии с потребностями и задачами революц. рабочего движения на первом этапе общего кризиса капитализма; возник и действовал в начальный период великого революц.… … Советская историческая энциклопедия
Валютная система - (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; важнейшая отрасль военной науки (См. Военная наука). Составными частями советского В. и. являются Стратегия военная, Оперативное искусство и… … Большая советская энциклопедия
Основная статья: Вермахт Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия
Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия
Политика определяет направления и методы деятельности предприятия, его стиль и поведение.
Установки политики коммерческого предприятия могут, например, быть такими:
- выплачивать более высокую заработную плату;
- поддерживать высокое качество продукции;
- обучать менеджменту только хорошо зарекомендовавших себя выпускников учебных заведений;
- не допускать взяточничества и т. д.
Стратегия относится к крупномасштабному долгосрочному планированию, имеющему своей целью решить поставленные перед компанией задачи в течение длительного периода (по крайней мере, трёх лет). В качестве примеров стратегического планирования можно привести такие действия:
- скупка пивоваренными фирмами заведений по продаже пива в течение нескольких лет с целью контроля продаж и распределения своей продукции;
- диверсификация деятельности табачных компаний ввиду снижения спроса на табачные изделия;
- осуществление продаж традиционными розничными торговцами пищевой продукции, непищевых товаров и т. д.
- предварительные коммерческие предложения;
- проводимая в течение трех месяцев рекламная кампания с целью продвижения на рынок новой продукции;
- предложения и контрпредложения администрации фирмы или профсоюза во время заключения ежегодных трудовых соглашений, определяющих величину зарплаты.
Выживание, без сомнения, доминирующая задача любой организации. Первые несколько месяцев деятельности компании являются для нее наиболее критическими: её продукция ещё никому не известна, ее реклама не имеет большого эффекта, заказы на производимые товары единичны, организационная структура находится на этапе формирования, из-за малого объема продаж, больших капитальных затрат, трудностей в получении кредитов. Возникают серьёзные финансовые проблемы. Однако, пройдя сложный период, компания не будет иметь гарантий последующего благополучного существования, потому что спад в развитии экономики, действия конкурентов могут заставить компанию пересмотреть свои планы на долголетие. Необходимость выжить, в конце концов, приведёт к тому, что компания будет прибегать к определённой стратегии, предполагающей:
- рассредоточение риска, т. е. осуществление своих операций не на одном, а на нескольких рынках, а также производство целого ряда товаров широкого ассортимента;
- адаптацию к изменяющимся условиям, т. е. инвестирование маркетинга, поиск возможностей выпуска новых товаров, с тем, чтобы оперативно реагировать на изменения внешней среды;
- пассивный маркетинг, т. е. отказ от наступления на позиции конкурента, и отсюда - отсутствие риска ответного удара;
- целевые отчисления из прибыли, т. е. создание определённых резервов, полученных в результате успешной коммерческой деятельности, «на чёрный день».
- долговременный рост прибыли;
- возросший объём продаж;
- завоевание значительной части рынка;
- достижение лидирующих позиций в отрасли или на рынке;
- рост числа сбытовых и торговых предприятий;
- увеличение численности занятых на производстве;
- более эффективное использование капитала.
- сопротивление усилиям по выпуску новой продукции и материалов ведущих служащих фирмы, которые, вероятно, предпочтут жить без особых трудностей и забот;
- отсутствие гибкости организационной структуры, например, в принятии решений, когда производство, средства связи могут оказаться не соответствующими условиям деятельности крупной компании;
- нехватка высокопрофессиональных специалистов, а также соответствующих ресурсов (капитала, производственной площади);
- меры, принимаемые конкурентами, которые могут создавать серьезные препятствия усилиям компании по увеличению объема продаж.
Еще по теме Политика, стратегия и тактика предприятия:
- 3.2 Разработки стратегии структурного реинжиниринга промышленного предприятия на основе использовании методов нечеткой логики
- 3.2. Стратегия и тактика сбыта продукции хлебопекарных предприятий на основе маркетинговых коммуникаций.
- Приложение ЗКАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
Стратегической или подлинной политикой мы называем политическую деятельность, которая сочетает в себе, как минимум, три компонента:
1. Деятельность, основанную на чувстве и понимании схем организации жизни, характерных для России. Выстраивание политики как действия по их восстановлению.
2. Придание этим схемам современности. Иначе возникают призывы, например, монархистов, к восстановлению монархии в России. Хотя понятно, что Россия уже прошла этот этап, возврат к нему невозможен и неуместен.
3. Нахождение эффективной, рабочей композиции, в которой все эти схемы восстанавливаются, резонируют и приводят к новому циклу мобилизации общества (точнее, его части, «ведущего слоя»), на новые сверхпроекты.
Как мы можем предположить, стратегическая политика – деятельность сложная, специфическая. Ее грамотное осуществление, это, в определенном смысле, политическое искусство, высший вид политической деятельности. И хотя такая политика не всегда доминировала и доминирует в России сейчас, именно она является подлинной. Ее отсутствие приводит к потере российским народом осмысленности жизни, понимания, к чему мы идем, в чем наша миссия. Как следствие – кризисные, тупиковые ситуации в российской истории.
Восстановление стратегической политики позволяет осуществлять прорывы, выходить из ситуации разрушения и потери осмысленности, становиться конкурентоспособной в мировом пространстве. В качестве примера можно привести этапы истории России, в которых отчетливо видно осуществление стратегической политики. Преобразования Витте, Столыпина, Петра I2), Ивана Грозного3), Сталина. В более ранней истории это Иосиф Волоцкий, осуществлявший проект соединения церковной и государственной власти для реализации идеи «Москва – Третий Рим»4).
Мы относим деятелей тех эпох в соответствии с вышеперечисленными критериями к стратегическим политикам. Но, как уже отмечалось в предыдущей главе, стратегическая политика никогда не осуществляется в одиночку, скорее можно говорить о проявлениях стратегической политики в эпоху тех или иных деятелей. Почему мы называем такую политическую деятельность подлинной и стратегической? Во второй части книги мы подробно обсуждаем основные схемы, организующие специфическую жизнь в России как особый мир. Эти схемы (освоение, имперская организация территорий и включение других людей, проектные циклы) являются ключевыми для понимания и восстановления подлинного типа политики в России. Политика в этом случае проводится по поводу поиска и запуска нужных для страны проектов, концентрации усилий разных слоев общества на освоение новой зоны. Именно в ходе такой политики формируется миссия России, ее «проект». Именно такая политика позволяет восстановить присущие России схемы организации, а не эксплуатировать их поодиночке либо вообще игнорировать.
Что же означает понимание схем организации жизни, характерных для России, и выстраивание политики по поводу этих схем? Что означает придание им современности?
Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».
Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.
Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.
Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.
Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.
Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.
Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.
Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.
В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.
Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.
Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.
В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:
определение классификационных признаков стратегических вариантов;
классификацию стратегий;
формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;
определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов;
формирование комплексных стратегических вариантов;
определение критериев сравнения вариантов;
анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности;
выбор комплексной стратегии;
определение критериев для пересмотра принятой стратегии;
создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц;
разработка механизмов реализации стратегии;
разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.
На практике разработка стратегии - это выполнение следующих этапов:
уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики;
анализ стратегического потенциала предприятия;
определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;
анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, - зоне хозяйствования;
позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;
определение технологической стратегии;
формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;
формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;
анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия;
разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия;
разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;
определение стратегии управления.
Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.
Политическое руководство социальными спільностями и массами, что предусматривает сбор и описание эмпирической информации, на базе которой определяются расположение и соотношение соціальнополітичних сил, а также составляется прогноз развития, что предполагает ситуации и предлагает перегруппировка сил, и составляет стратегию и тактику политической деятельности в политическом процессе. Политическая деятельность охватывает все формы политики и имеет свою внутреннюю структуру: политическое руководство государством и обществом; политическое функционирования; участие граждан в политической жизни общества; политический маркетинг, то есть систему рекламованості тому подобное. Деятельность, направленная на определение системы, целей и задач, формирование политической стратегии, политической тактики на основе анализа реальных политических событий и явлений, прогнозирования политического развития и составляет суть политического руководства. Осуществляется политическое руководство преимущественно через основные формы: государственную и политическую партийную деятельность, представительские органы и структуры и др. Политическое руководство формирует и политическую платформу. Политическая платформа - совокупность теоретических и идейных положений, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигаются политическими партиями и государственными структурами и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политические партии, политические движения, общественные объединения. Определяются и политическая стратегия и политическая тактика, и политический курс.
Политическая стратегия - определение долговременной цели, широкой программы действий, повседневных задач, общей долговременной линии политического поведения, основных направлений деятельности, научно обоснованного развития реальных политических событий и явлений и тому подобное. Стратегия определяет и обеспечивает основное направление политической деятельности субъектов власти и политики. Ее объектом является выработка главной цели, программ на определенном этапе политической деятельности субъектов политики, путей и средств их достижения. В условиях демократизации общественной жизни определяются основное звено, главное направление в политическом процессе, очередность политических проблем, которые решаются.
Тактика - это часть стратегии, политическая линия субъектов политики на сравнительно непродолжительный период, это совокупность путей, форм, приемов, методов и средств реализации политических идей и программ, достижение главной цели и задач стратегии. Политическая тактика вытекает из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая стратегия и политическая тактика - составляющие политического руководства, тесно взаимосвязи" связаны между собой. Свобода выбора народом социально-политического строя, деидеологизация международных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, отказ от войны как средства и метода решения политических проблем, человеческое измерение политики и др., - все это является характерным для современной политической стратегии и политической тактики. Конструктивная политическая стратегия предусматривает и прогрессивное политическое развитие, конструктивный выбор средств и методов ее осуществления (искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, возрастание роли права, осуществление превентивной (упреждающей) дипломатической деятельности, избежание военных действий, учета и обращения к общественному мнению и тому подобное).
Важным звеном в выработке стратегии и тактики в политике становится процесс принятия решений, постановка цели и задач. Их подготовка связана с выяснением позиций и взглядов основных политических сил страны, которые предлагаются в виде альтернатив. Их уровень - свидетельство о потенциал политических субъектов с правовой точки зрения возлагает на них ответственность за подготовку и реализацию политического решения. Известно, что эффективность так называемой митинговой демократии не высокая. Создавая политический настрой, митинговая демократия не вносит его в пределы народных интересов, которые реализуются, не создает необходимого политического механизма для реализации политического настроения. Важно в политической деятельности четко определить эффективность и реалистичность решений, избегая так называемых закличних, что не является конкретно организованными, хотя существуют лозунги, рассчитанные на формирование необходимых политических ориентиров в общественном сознании.
Для организации политической деятельности по реализации определенной цели и решений особое значение имеет выбор средств. Известное выражение: политика есть искусство допустимого, искусство компромиссов, имеет условное отношение к средствам реализации стратегических и тактических решений, потому что в политическом решении выбор средств играет решающую роль, от этого зависит успех. Потому-то искусство допустимого - это набор средств, отвечающих стабильности обстановки, но это не экстремальный вариант, когда допустимое решение оперативно меняется, хотя и должно идти в фарватере общечеловеческих представлений. При таком подходе и политический компромисс также имеет конкретное содержание, выступая в значении возможного, но не всегда допустимого средства.
Нужно уметь политически маневрировать, определять время, поле наступления и отступления, меняя тактику при переходе от атак к обороне и тому подобное. Политический маневр рассчитан на познание возможности удержать позиции, приобретается в процессе реализации той или иной политической акции, необходимого потенциала для реализации и достижения цели. В рационально организованной политической деятельности маневр - постоянное учета возникающих ситуаций, и умение перераспределять политические силы, то есть маневрировать, что характерно для дипломатической деятельности, для тех политических сил, которые пытаются не путем военных средств, а путем учета общей обстановки, расстановки политических сил, перегруппировывать их и достичь политическим путем устранения антинародных режимов и тому подобное. В политической деятельности необходимо уметь наступать и отступать.
Политическая стратегия наступления, как правило, предусматривает принятие политическими институтами определенных решений о наступление. Немалое политическое нагрузки выполняет и политическое отступление. Вовремя отступить важно для того, чтобы, сохранив силы, набраться новой энергии, затем пойти в наступление и добиться успеха и тому подобное. В политической стратегии и тактике особое место занимают изоляция и нейтрализация оппозиционных сил. Изоляция предусматривает временное прекращение политической деятельности оппозиции. Нейтрализация предусматривает также проверку возможного изменения других политических ресурсов, достижения результативности политической деятельности. Тут-то имеет значение политический контроль. Понятие "ситуация контролируется", распространенное в политической практике, означает локализацию сил, что имеет право контроля политического поведения объекта, стабильность состояния, что находится в центре внимания. Залогом эффективности политической деятельности является организация каналов обратной связи с объ ектом политической деятельности и др. Содержанием и целью стратегии и тактики является влияние на принятие и осуществление политических решений в сфере политического процесса.