Социализация. Важность игры в социализации дошкольников. презентация на тему. Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника. Показатели сформированности надпредметных понятий




как средство социализации

учеников предшколы

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Феденева С.В.


"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

А.С.Макаренко


« Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности»

Н.Смирнова


  • обучающая;
  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • воспитательная;
  • развивающая;
  • релаксационная;
  • психологическая.

Структурные компоненты:

Совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации.

информационный

Интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка.

мотивационный

Интенсивность участия в игровой деятельности; социально-адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта

деятельностный


Особенности:

разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире;

эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.


  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Цели предшколы для социализации шестилеток

Создать условия для полноценного социального развития детей;

Продумать виды и формы педагогической деятельности, в том числе игровые действия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определить уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к классу и др.).

СВОДНАЯ МАТРИЦА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ф.И. ученика

1 четв

Антонова Александра

2 четв

Алсуфьева Виктория

Букина Елизавета

3 четв

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

4 четв

Виллип Сергей

1 четв

Давыдов Иван

2 четв

Кайратова Адель

Кононов Илья

3 четв

4 четв

Комова Ева

Кузнецов Радомир

1 четв

Курмамбаева Карина

2 четв

Латышев Андрей

3 четв

Ларина Татьяна

4 четв

Мамонов Александр

Неверовский Роман

Приголовкина Полина

Попов Иван

Семенов Матвей

Сухорукова Арина

Сысоева Влада

Сауткин Роман

Устинов Устин

Шахматов Данил


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над привитием культуры поведения через все виды игровой деятельности


  • Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

1 ЧЕТВЕРТЬ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

2 ЧЕТВЕРТЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием взаимодействия шестилеток со взрослыми и сверстниками через игровую деятельность и повседневную жизнь


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием нравственных норм через игровую деятельность и повседневную жизнь


Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность.

Не зря С.Т. Шацкий говорил:

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».



Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Направления развития ребенка в школе: развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенство-вания.


  • В учебной деятельности – коллективные (проектная деятельность), интеллектуальные и ролевые игры, театрализированные игры и упражнения, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах и т.д.
  • Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений (ученическое самоуправление), КТД (проектная деятельность).

  • умей слушать других;
  • не перебивай, выслушай;
  • мы обращаемся друг к другу по именам;
  • мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
  • больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
  • делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
  • учись терпению: поссорился - помирись;
  • если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Выводы

Благодаря использованию разнообразных форм и методов социализации:

  • у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы и учения;
  • совершенствуются навыки самоконтроля;
  • формируется умение вести себя в нестандартной ситуации;
  • повышается самооценка;
  • появляется чувство удовлетворённости собой, уважение другой личности;
  • формируется социальный опыт ученика.

Творческих Вам успехов

в воспитании и

социализации

подрастающего поколения!



  • Коммуникативные действия:
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман; Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже;
  • Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман;
  • Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Личностные действия:
  • 2.1 Нравственно – этическая ориентация: координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учет типа компенсации «Булочка Ж. Пиаже»;
  • 2.2 Самоопределение: методика «Кто я?» М. Кун (самооценка);
  • Регулятивные действия: выкладывание узора из кубиков (П. Я. Гальперин);
  • Познавательные действия: методика «Незавершенная сказка».
  • План проведения диагностик.
  • этап. Вводная диагностика (сентябрь-октябрь учебного года);
  • этап. Промежуточная диагностика (март- апрель учебного года);
  • этап. Итоговая диагностика (март – апрель учебного года). Возраст детей 8-9 лет.

Факультатив «Я и мир»

  • Вовлечение младших школьников в различные формы деятельности;
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития;
  • Создание условий для организации совместного досуга детей и родителей.

Тема 1. «Жизнь на Земле»

Ценности: жизнь; родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Тема 2. «Жизнь и здоровье человека»

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Тема 3. «Родина – Россия – малая родина»

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей.

Тема 4. «Цена вежливости».

Ценности: нравственный выбор, красота, гармония, эстетическое развитие.

Тема 5 «Любовь, дружба, милосердие. Человек среди людей».

Ценности: смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования .

Тема 6. «Права человека и способы их защиты».

Ценности: закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность.

Тема 7. «Индивидуальность человека, его честь и достоинство».

Ценности: свобода совести и вероисповедание, доверие к людям.

Тема 8 «Труд и его результаты»

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.



ВЫСТУПЛЕНИЕ Формирование сюжетно-ролевой игры как средство социализации учащихся классов «Особый ребенок» В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации. Развитие игры проходит несколько этапов: - первый этап заключается в совместной игре с взрослым; - на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы; - на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием действий.


Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях. Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент. В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками). Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки. Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем. Выполнение определенной роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.


Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что: - в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ; - формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; - систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; - игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; - сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. - только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства. Список используемой литературы: 1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология С Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, С Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение г.


Выполнила: Т.Н. Смирнова учитель-дефектолог I квалификационной категории МБСКОУ СКОШ 3 г. Березники 2014 г. г. Березники 2014 г.


Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ

Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоениеобучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Стратегия модернизации
образования:
конкурентноспособность;
компетентность;
мобильность;
способность нести
ответственность.

Результат для индивида успешность, социальная конкурентоспособность.

Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и

личностного
развития.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного
взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит
не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать,
владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он
является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя

взаимосвязанными путями.
Во-вторых, овладение
социальным опытом
реализуется как
целенаправленный
процесс: воспитание,
просвещение, обучение.
Во-первых, оно идет
стихийно
В-третьих, социальный
опыт ребенка
складывается и
спонтанно.

Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка:

Адаптировать
Помочь
ребенку
формиро
вать и
использо
вать свой
социальн
ый опыт;
важные, но
сложные
жизненные
явления и дать
детям о них
представления
Оградить
детей от
асоциальных влияний,
сформировать навыки
выживания и духовного
противостояния.
Помочь
Сглаживать
проявления социальной и
материальной стратификации в детской
среде, воспитывать у детей основы
гуманистической личностной позиции в
условиях имущественного неравенства;
ребенку
обращаться к своему
жизненному опыту на
рефлексивном уровне,
сделать его предметом
самопознания,
самоанализа.

Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку:

приобрести четкие представления о нормах и
правилах, существующих в обществе;
научиться чувствовать и понимать других
людей;
приобщиться к общечеловеческим
ценностям: добру, красоте, здоровью,
счастью;
увидеть ценность каждого и всего живущего
и растущего на земле;
приобрести уверенность в себе;
научиться принимать решения и достигать
результаты в соответствии с
поставленной целью.

Сначала изучается представление о
самом себе, своём месте в школьном
коллективе. Этому способствуют игры,
тренинги, работа в группах, чтение и
обсуждение книг, ролевые игры,
рисование, работа с пиктограммами.
Игры: «Я – ученик», «Найди пару»,
«Знакомство», «Приветствие»,
«Разговор по телефону».
Рисование на темы: «Моя семья», «Кто
мне дорог», «Красивое и безобразное»,
рисование самого себя

Задачи

Развитие у детей гражданского
самосознания.
Формирование у ребёнка таких
качеств личности как
предприимчивость, активность,
практичность.
Формирование экологического
сознания и ответственности за
жизнь будущих поколений.
Повышение ценности здоровья,
формирование здорового
образа жизни.
Формирование положительной
системы нравственных и
духовных ценностей.
Вовлечение детей в совместную
трудовую деятельность.

Формирования самооценки, осознанию своего «Я».

Беседа на тему «Кто ты? Какой
ты?»
Игра «Волшебный
магазин».
Во что я верю?
Что я знаю? Что умею?
милосердие смелость благородство Какие поступки я совершаю?
Кем я хочу быть?
любовь радость целеустремлённость
Чем я могу помочь близким?
Родине?
удача честность нежность успех
Кто или что помогает тебе
стать лучше?
Что бы вы хотели
Какой поступок ты никогда не
«купить"?
совершишь?
Какие свои недостатки
Чему ты можешь научить
младшего?
или неприятности хотели
Игры «Горячий стул», «День
бы «обменять» на то, что
рождения ».
есть в «магазине»?

Что прекрасное и что безобразное ты видел сегодня по пути в школу?

Как сделать лучше?

Зачем это нужно? Главный девиз наших совместных дел:
Кто, если не мы,
Для кого?
Когда, если не сейчас,
Кто будет
Наша жизнь в наших руках.
участвовать?
С кем вместе?
Кто нам поможет?
К каким
результатам мы
стремимся?

В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились:

ставить цель, и идти
к её достижению
доступными
средствами,
работать в команде,
привлекать к своим
делам взрослых,
агитировать,
отстаивать свою
точку зрения.

Озеленение и благоустройство школьной территории,
проведение субботников.
Акция «Чистые реки».

Забота о пожилых
Организация товарищеской взаимопомощи

Проведение бесед, конкурсов,

Выпуск тематических буклетов, сборников
для учащихся, публикации в газетах

Работа над проектами
«Посади елочку»
«Костюмерная для школы»

Показатели сформированности надпредметных понятий

уровень сформированности
нравственной культуры;
уровень развития гражданского
самосознания и гражданской
ответственности;
уровень развития патриотических
чувств;
уровень сформированности
толерантности.

Методики

«Оценка уровня
сформированности гражданского
самосознания учащихся»;
«Самоанализ (анализ) личности»;
«Шкала совестливости»;
«Методика для изучение
социализированности личности
учащегося»

Оценка ключевых компетенций учащихся

«Как я оцениваю свое здоровье»;
«Размышляем о жизненном опыте»
(младшие школьники);
«Оценка уровня конфликтности»;
Тест «Оценка коммуникативных
умений»;
Методика изучения типа личности в
общении;
«Оценка уровня общительности»;

«Репка» (сформированность
компетенции с/совершенствования,
с/регулирования, с/развития,
личностной и предметной рефлексии);
Мотивы участия школьников в
деятельности;
«Позиция школьника», «Отношение к
учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта

«Оценка уровня творческого
потенциала»;
«Направленность личности»;
«Школьная тревожность»;
«Исследование самооценки»;
«Стиль поведения в конфликте»