Обязанности 3 помощника капитана на речных судах. Первый штурман (старший помощник капитана, первый помощник капитана). Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за




135. Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.

В отсутствие капитана на судне старший помощник капитана замещает его. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.

136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руководит службой быта, медико-санитарной службой, работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хозяйственной части.

137. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, по поддержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов экипажа.

138. Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных операций, крепления груза или имущества, размещенного на палубе.

В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший помощник капитана обязан немедленно вызвать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив об этом старшего механика и капитана.

139. Старший помощник капитана руководит составлением карго-плана, обращая особое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна.

140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих отлагательств, он должен информировать старшего механика и докладывать капитану.

141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:

(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабочего времени и использования ими дней отдыха;

(02) знание и соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных правил подчиненными ему лицами;

(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организацию и контроль за подготовкой аварийных партий, непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть;

(04) составление расписаний по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах - на сокращенный состав;

(05) постоянную готовность коллективных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно существующим нормам;

(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;

(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;

(08) подготовку ведомостей дефектов по своему заведованию;

(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;

(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям;

(11) при отсутствии на судне врача - прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок, оказание в необходимых случаях медицинской помощи, надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;

(12) ведение книги судовых приказов, подготовку и объявление приказов экипажу и контроль за их выполнением;

(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части - безопасную посадку и высадку пассажиров;

(14) планирование проведения технической учебы;

(15) хранение судовой печати.

142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.

143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.

144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласно настоящему Уставу.

145. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений - к приему груза; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарной части; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;

(02) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных и навалочных грузов и обеспечить выполнение правил их перевозки;

(03) лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза. На специализированных судах (типа "ро-ро", контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специфики погрузки на старшего помощника капитана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспределена между ним и вторым помощником приказом капитана.

146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;

(02) произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якорного устройства, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.

После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.

147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

148. При оставлении судна экипажем старший помощник капитана организует проверку помещений судна с тем, чтобы удостовериться, что на судне не остались люди.

149. Старший помощник капитана несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей - помощников капитана, старший помощник капитана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за несением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных условиях плавания старший помощник капитана несет обе ходовые вахты.

150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.

151. При отсутствии капитана на борту судна старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.

95. Первый помощник капитана непосред­ственно подчиняется капитану. Указания н поручения первого помощника капитана в пределах его полномочии обязательны для всех членов экипажа.

96. Первый помощник капитана организу­ет свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства речного флота РСФСР.

97. Совместно с судовой партийной и об­щественными организациями первый помощ­ник капитана проводит воспитательную ра­боту среди членов экипажа в духе высокой идейной убежденности, принципов морально­го кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского и речного флота нашел Родины, мобилизуя экипаж на выполнение производственных заданий и социалистичес­ких обязательств.

98. Первый помощник капитана организует среди членов экипажа политико-воспитатель­ную, интернациональную, культурно-просве­тительную и спортивную работу, а также ор­ганизует работу радиотрансляционного узла, телевизионной аппаратуры и киноустановки.

99. Первый помощник капитана обязан обес­печивать укомплектование судовой библиоте­ки, обеспечивать экипаж периодической пе­чатью, культспортинвентарем, кинофильмами.

100. Первый помощник может привлекать­ся к несению стояночных вахт, а при наличии рабочего диплома - и ходовых.

Первый штурман (старший помощник капитана, первый помощник капитана)

101. Первый штурман непосредственно под­чиняется капитану и является его первым за­местителем; ему в административном отноше­нии подчинен весь экипаж.

В случае невозможности исполнения капи­таном своих обязанностей при нахождении судна в рейсе первый штурман в соответствии со статьей 53 настоящего Устава принимает командование судном на период (не более 10 сут) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжитель­ность вахт не должна превышать времени, установленного Положением о рабочем вре­мени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота), а при плавании в мо­ре - до первого советского порта захода.

102. Первый штурман руководит работой штурманов и является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части и бытовому обслуживанию.

103. Распоряжения первого штурмана, ка­сающиеся выполнения предусмотренных на­стоящим Уставом общих обязанностей экипа­жа, в частности по организации общесудо­вой службы, распорядку дня, поддержанию дисциплины на судне, а также по авральным работам, судовым тревогам, содержанию суд­на в должном санитарном состоянии, соблю­дению формы одежды и ее опрятности, вы­полнению приказов и указаний капитана, обя­зательны для всех членов экипажа.

104. В ведении первого штурмана находят­ся:

(01) корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия, водяные танки и горловины, мерительные и воздушные тру­бы; жилые, бытовые и палубные служебные помещения, трапы; грузовое (не относится к танкерам), якорное, швартовное, буксирное, спасательное устройства; водяная противопо­жарная магистраль, бытовая техника;

(02) аварийное, спасательное, противопо­жарное, шкиперское и хозяйственно-бытовое снабжение (инвентарь и материалы) палубной части,

105. Первый штурман является материаль­но-ответственным лицом за аварийный, спасательный, противопожарный и другой инвен­тарь, имущество и материалы палубной и хо­зяйственно-бытовой частей и организует ра­боту по их поддержанию в исправности и чи­стоте; ведет инвентарные книги палубной части.

106. Первый штурман обязан обеспечивать:

(01) техническую эксплуатацию и содержа­ние своего заведования в соответствии с пра­вилами технической эксплуатации, инструк­циями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издавае­мыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

(02) соблюдение трудовой дисциплины под­чиненными ему членами экипажа;

(03) планирование, организацию и прове­дение судовых работ по палубной части;

(04) проведение на судне не реже одного раза в месяц большой приборки;

(05) хранение регистровой и другой техни­ческой документации по своему заведованию;

своевременное составление ремонтных ведо­мостей по палубной части;

(06) своевременное получение, правильное хранение, расходование и учет продуктов пи­тания, питьевой и мытьевой воды; утвержде­ние меню питания экипажа;

(07) наблюдение за уровнем воды в лья­лах и сточных колодцах и учет количества воды в балластных танках (цистернах);

(08) ведение делопроизводства и отчетности по своему заведованию;

(09) проведение инструктажа по безопас­ности труда членов экипажа, занятых выпол­нением палубных работ;

(10) контроль за соблюдением членами эки­пажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части, а также сани­тарных правил;

(11) безопасность посадки людей на судно и высадки их с судна;

(12) своевременную и всестороннюю под­готовку экипажа к борьбе за живучесть суд­на, противопожарной защите, спасению лю­дей;

(13) постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, по­стоянный свободный доступ к ним, укомплек­тованность их надлежащим снабжением;

(14) соблюдение мер пожарной безопасно­сти на палубах и в помещениях, находящих­ся в его заведовании, а также при выполне­нии работ по палубной части;

(15) порядок в кают-компании, столовой камбузе и жилых помещениях;

(16) размещение членов экипажа и времен но пребывающих на судне лиц по жилым помещениям;

(17) при отсутствии на судне врача (фельдшера) прохождение членами экипажа в уста­новленные сроки медицинских осмотров и прививок; оказание в необходимых случаях первой доврачебной помощи; надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождении судном дератизации и дезинсекции;

(18) сдачу сухого мусора и пищевых отхо­дов;

(19) хранение дубликатов ключей от всех судовых помещений;

(20) проведение контроля пассажирских билетов самостоятельно или с участием лиц, уполномоченных на это Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

(21) планирование и организацию техни­ческой учебы по палубной части.

107. Перед началом грузовых операций иво время их выполнения первый штурман обязан:

(01) руководить подготовкой судна к пере­возке опасных грузов и обеспечивать проведение всех мероприятий по соблюдению правил их перевозки;

(02) лично руководить погрузкой, крепле­нием и выгрузкой тяжеловесных и длинномер­ных грузов, размещением и креплением па­лубного груза.

108. Перед выходом судна в рейс первый штурман обязан:

(01) проверить готовность своего заведова­ния, получить доклады врача (фельдшера) и штурманов и убедиться в готовности их заведований;

(02) произвести обход судна, проверить опробованием готовность рулевого и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинно­го телеграфа и дистанционного управления главными двигателями, а перед выходом в море, озеро и водохранилище убедиться в на­дежности закрытия трюмов, иллюминаторов, люков и других отверстий на палубе и в бор­тах;

(03) проверить надежность крепления су­довых палубных устройств, грузов и другого имущества и предметов, размещенных на па­лубах;

(04) удалить с судна посторонних лиц и в назначение время доложить капитану о го­товности к рейсу.

109. В период плавания первый штурман обязан:

(01) контролировать и обеспечивать над­лежащее крепление палубных устройств и грузов;

(02) организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса;

(03) руководить работами по подготовке судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

110. При оставлении судна экипажем пер­вый штурман обязан обеспечить проверку по­мещений судна и удостовериться в том, что на судне не осталось людей.

Второй штурман (второй помощник капитана)

111. Второй штурман непосредственно под­чиняется первому штурману.

112. Второй штурман осуществляет прием­ку и сдачу груза, багажа и почты; обеспечи­вает правильность их погрузки, крепления и выгрузки и оформления транспортных доку­ментов на груз, багаж и почту.

113. Второй штурман обязан:

(01) составлять грузовой план размещения на судне груза и представлять его на утверж­дение капитану;

(02) на судах, выходящих в морские райо­ны, перед началом погрузки производить пред­варительный расчет остойчивости и представлять его капитану;

(03) обеспечивать подготовку грузовых по­мещений и совместно с первым помощником механика и электромехаником проверять го­товность грузовых помещений и их оборудо­вания к приему грузов;

(04) перед каждой перегрузочной опера­цией совместно с соответствующими судовы­ми специалистами проверять судовые грузо­подъемные устройства и обеспечивать пра­вильное их использование;

(05) следить за соблюдением правил безо­пасности труда членами экипажа при грузо­вых операциях на судне;

(06) обеспечивать выполнение санитарных правил и правил пожарной безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов;

(07) следить за правильным открытием и закрытием грузовых помещений, не допуская, чтобы при закрытии в них оставались люди;)

(08) присутствовать при опломбировании грузовых помещений и проверять сохранность пломб;

(09) следить за состоянием груза и под­держанием температурного режима и режима вентиляции в грузовых помещениях в про­цессе погрузки, перевозки и выгрузки;

(10) вести путевой журнал, грузовую кни­гу v. другое делопроизводство по перевозке

грузов, оформлять таймшиты, составлять и представлять капитану на подпись грузовой отчет;

(11) оформлять в установленном порядке случаи недостачи, утраты или повреждения груза.

114. Во время перегрузочных работ в под­чинении второго штурмана находятся члены судового экипажа, назначенные для подсчета груза и работы в трюмах, которых он инструк­тирует об условиях приема, укладки и сда­чи груза и работой которых руководит.

115. Второй штурман во время производ­ства грузовых операций может отлучаться с судна только с разрешения капитана, а в его отсутствие - первого штурмана, передав временно свои обязанности вахтенному на­чальнику или другому лицу, назначенному капитаном или первым штурманом.

116. При отсутствии в штате должностей радиооператора и электромеханика второй штурман обеспечивает техническое обслужи­вание электрорадионавигационных приборов (кроме электромашинных агрегатов питания гирокомпаса и радиолокатора), ведет техни­ческую документацию по электрорадионави­гационным приборам, обеспечивает получе­ние, хранение и учет необходимых материа­лов и запасных частей для них.

117. На судах, которые не перевозят гру­зов, круг обязанностей второго штурмана ус­танавливает капитан.

118. О готовности своего заведования к рейсу второй штурман обязан доложить пер­вому штурману.

Третий штурман (третий помощник капитана)

119. Третий штурман непосредственно под­чиняется первому штурману.

120. В ведении третьего штурмана нахо­дятся навигационные карты и пособия, кор­ректурные материалы, техническая библиоте­ка, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуально­го наблюдения. Связи, сигнализации и руч­ной звуковой сигнализации, а также судовая канцелярия.

121. Третий штурман обязан:

(01) обеспечивать техническую эксплуата­цию и содержание приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования в соот­ветствии с правилами технической эксплу­атации, инструкциями заводов-изготовителей и другой нормативно-технической докумен­тацией, издаваемой Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

(02) вести и хранить техническую доку­ментацию, касающуюся приборов, инстру­ментов и принадлежностей своего заведова­ния;

(03) заказывать, получать, вести учет и хранить приборы, инструменты и средства сигнализации своего заведования, техничес­кую литературу, карты и пособия для плава­ния, корректурные материалы; своевременно вести корректуру карт и пособий;

(04) производить продажу билетов (на пассажирских судах), вести кассовую отчет­ность и представлять ее на подпись капи­тану;

(05) вести учет рабочего времени, начис­лять заработную плату, получать по дове­ренности капитана деньги и выдавать их по ведомости членам экипажа;

(06) вести хронометрический журнал, еже­суточно определять (выводить) поправку хронометра и сверять показания судовых ча­сов;

(07) следить за своевременным производ­ством девиационных работ;

(08) проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов сво­его заведования;

(09) оформлять приходы и отходы судна;

получать и заверять в установленном поряд­ке судовые, машинные и другие журналы, хранить на них реестр;

(10) получать бланки журналов и другие бланки, канцелярские принадлежности, при­казы, инструкции и т. п., вести их учет;

(11) обеспечивать подготовку к рейсу сво­их заведовании, о готовности их в назначен­ное время докладывать первому штурману.

Командир земснаряда (дноочистительного снаряда)

122. Командир пользуется правами и вы­полняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе «Капи­тан», а также руководит работой закреплен­ных за земснарядом судов.

123. Командир обязан также обеспечивать:

(01) безопасность работы земснаряда;

(02) проработку с командным составом и доведение до сведения экипажа полученного задания на выполнение предстоящей работы;

(03) повахтенное распределение работы;

(04) контроль за исправным действием знаков навигационного оборудования на раз­рабатываемом участке;

(05) ведение рабочего журнала и других документов учета и отчетности в соответст­вии с правилами их ведения.

124. Командиру в вопросах производствен­но-технологической деятельности подчинена работа шаланд, шаландировщиков, мотозавозней, брандвахт, барж и других судов, вхо­дящих в состав земкаравана.

125. Командир имеет право отдавать при­казания работникам обстановочного участка по обеспечению правильной расстановки зна­ков навигационного оборудования и чистоты судового хода, в границах которого рабо­тает земснаряд.

Первый помощник командира (старший помощник багермейстера, сменный помощник командира) земснаряда (дноочистительного снаряда)

126. Первый помощник является замести­телем командира, пользуется правами и вы­полняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе «Первый штурман».

127. Первый помощник командира также обязан:

(01) руководить работами по установке, сборке и разборке рабочих устройств (черпаковой цепи, плаврефулера и т. п.) земка­равана, следить за правильностью учалки ка­равана при буксировках, участвовать в ра­ботах ответственного назначения, требующих большого практического опыта;

(02) разрабатывать и представлять па ут­верждение командиру технологический режим работы земснаряда и систематически конт­ролировать его;

(03) следить за исправностью измеритель­ных приборов, контролирующих технологи­ческий режим работы земснаряда.

Второй помощник командира (багермейстера) земснаряда (дноочистительного снаряда)

128. Второй помощник командира непос­редственно подчиняется первому помощнику командира.

129. Второй помощник командира обязан:

(01) обеспечивать техническую эксплуата­цию и содержание палубных механизмов, за­крепленных за ним расписанием по заведова­нию, в соответствии с правилами техничес­кой эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техничес­кими документами, издаваемыми Министер­ством речного флота РСФСР или судовла­дельцем;

(06) обеспечивать установку и действие рабочих и контрольных створов прорези.

Третий помощник командира (багермейстера) земснаряда (дноочистительного снаряда)

130. Третий помощник командира непос­редственно подчиняется первому помощнику командира, пользуется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе «Третий штур­ман».

131. Третий помощник командира также обязан:

(01) обеспечивать техническую эксплуата­цию и содержание палубных механизмов, за­крепленных за ним расписанием по заведо­ванию, в соответствии с правилами техниче­ской эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техничес­кими документами, издаваемыми Министер­ством речного флота РСФСР или судовла­дельцем;

(02) устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судо­вой техники своего заведования;

(03) руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;

(04) составлять календарные графики тех­нического обслуживания и ремонтные ведо­мости, контролировать полноту объема и ка­чество технического обслуживания и ремон­та судовой техники своего заведования, вы­полняемых береговыми и судовыми специа­листами;

(05) вести установленную техническую до­кументацию по своему заведованию;

(06) обеспечивать правильное техническое использование и содержание спасательных шлюпок, рабочих лодок и их снабжения;

(07) вести журнал водомерных наблюдений;

(08) заведовать судовой аптечкой.

Шкипер

132. Шкипер несамоходного судна пользу­ется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения и особенностей работы судна), которые изложены в разделе «Капи­тан».

133. Шкипер также обязан:

(01) обеспечивать правильное техничес­кое использование и обслуживание судна, судовой техники и сохранность судового снабжения и перевозимого груза;

(02) осуществлять прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

(03) выполнять указания капитана букси­ровщика по управлению несамоходным суд­ном;

(04) проверять перед каждой перегрузоч­ной работой грузоподъемные и приемные ус­тройства;

(05) обеспечивать работу энергетической и котельной установок;

(06) обеспечивать получение и правильное использование инвентаря, материалов, топ­лива и воды для судовых нужд;

(07) вести учет рабочего времени, произ­водить начисление, получение и выдачу зар­платы членам экипажа;

(08) вести судовую документацию и от­четность.

Помощник шкипера

134. Помощник шкипера подчиняется не­посредственно шкиперу. При отсутствии на судне шкипера помощник шкипера пользу­ется правами и выполняет его обязанности.

135. Помощник шкипера обязан:

(01) помогать шкиперу выполнять обязан­ности, предусмотренные пунктами (01), (02), (03), (05), (06), (08) ст. 133;

(02) обеспечивать правильную загрузку и разгрузку судна и размещение грузов в трю­мах и на палубе;

(03) выполнять такелажные, плотницкие, малярные и якорно-швартовные работы;

(04) обеспечивать правильное техническое использование и содержание судовой техни­ки, закрепленной за ним расписанием по за­ведованию.

Механик (старший механик)

136. Механик является заместителем капи­тана по технической эксплуатации судна и 52

прямым начальником членов экипажа, вы­полняющих работу по механической и элек­тротехнической частям.

Указания и распоряжения механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.

137. В ведении механика находятся глав­ные двигатели, валопроводы и движительно-рулевой комплекс, вспомогательные механиз­мы, системы, холодильное оборудование и электрооборудование, машинные помещения, механическая и электрическая части палуб­ных механизмов, устройств и бытовой тех­ники.

138. Механик является материально-ответ­ственным лицом за запасные части, инвен­тарь, материалы и другое имущество, отно­сящееся к машинной части, и ведет по ним учет и инвентарные книги.

139. Механик обязан обеспечивать:

(01) техническую эксплуатацию и содер­жание закрепленной судовой техники в со­ответствии с правилами технической эксплу­атации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими докумен­тами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

(02) техническое обслуживание палубных механизмов и устройств и корпусных конст­рукций;

(03) надлежащую организацию несения вахт, выполнение работ и соблюдение трудо­вой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;

(04) изучение членами экипажа, подчинен­ными ему, правил, положений, инструкций,

руководств и других документов по техниче­ской эксплуатации судовой техники;

(05) планирование и проведение техничес­кой учебы по заведованию;

(06) составление календарных графиков проведения технического обслуживания судо­вой техники;

(07) руководство техническим обслужива­нием и надзор за выполнением его;

(08) проведение теплотехнического контро­ля и выполнение нормативных технико-экс­плуатационных показателей по машинной части;

(09) своевременное устранение неисправ­ностей судовой техники и организацию ее ре­монта силами экипажа без вывода судна из эксплуатации, а в случае обнаружения неисп­равностей, которые не могут быть устране­ны силами экипажа, докладывать об этом капитану для принятия мер в установленном порядке;

(10) внедрение передовых методов техни­ческой эксплуатации;

(11) своевременное предъявление с ведома капитана судовой техники к освидетельство­ванию органами Речного Регистра РСФСР, Регистра СССР и другими органами техни­ческого надзора;

(12) своевременное составление ремонт­ных ведомостей, контроль за качеством и полнотой объема ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию закреплен­ной судовой техники, выполняемых берего­выми и судовыми специалистами;

(13) выполнение по своему заведованию правил безопасности труда и санитарных правил, а также правил, инструкций и прика­зов по безопасности труда, издаваемых Ми­нистерством речного флота РСФСР и судо­владельцем;

(14) соблюдение правил пожарной безопа­сности в машинных помещениях и в помеще­ниях своего заведования, постоянную готов­ность к действию пожарных и водоотливных насосов, систем и устройств;

(15) контроль за составлением заявок, снабжением, приемом, учетом и хранением запасных частей, инвентаря, материалов, топлива и смазочных масел по своему заве­дованию;

(16) ведение и хранение судовой техниче­ской документации, делопроизводства и от­четности по своему заведованию;

(17) по указанию капитана руководство управлением энергетической установкой при входе судна в морские порты и выходе из них, а также при плавании в сложных усло­виях;

(18) выполнение всех распоряжений капи­тана, связанных с режимом работы энерге­тической установки. В случаях когда испол­нение распоряжения может вызвать выход из строя судовой техники, механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана. О распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном журнале.

140. Механик обязан участвовать в орга­низации и подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна и руководить борьбой за живучесть в машинно-котельных помещениях.

141. Механик имеет право самостоятельно выводить из действия отдельные элементы судовой техники, если это не угрожает без­опасности судна и не нарушает его нормаль­ную эксплуатацию.

142. При постановке судна на ремонт, дли­тельной стоянке, а также во время производ­ства грузовых операций при низкой темпе­ратуре наружного воздуха механик обязан обеспечивать проведение мероприятий и пре­дупредительных мер с целью предотвраще­ния размораживания судовой техники.

143. Если действия кого-либо из подчинен­ных угрожают выходом из строя судовой техники, механик имеет право отстранить данное лицо от исполнения обязанностей, до­ложив об этом капитану.

144. При работе судна с закрепленными баржами без команд механик обеспечивает техническую эксплуатацию судовой техники на баржах, за исключением средств связи.

145. Механик обязан обеспечивать подго­товку своего заведования к рейсу и о его готовности в назначенное время докладывать капитану.

146. Механик, назначенный на судно, при­нимает от своего предшественника в уста­новленном порядке судовую технику, топли­во, смазочные материалы, инвентарь, запас­ные части и приспособления, нормативную техническую документацию, рапорта ответ­ственных лиц командного состава, находя­щихся в подчинении у механика, а также де­лопроизводство и отчетность по своему за­ведованию.

О приемке-сдаче составляется акт, ут­верждаемый капитаном; один экземпляр ак­та остается на судне, а другой направляет­ся судовладельцу. Дата и время приемки-сдачи фиксируются в машинном журнале.

Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.


На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.


В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

135. Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.

В отсутствие капитана на судне старший помощник капитана замещает его. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.

136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руководит службой быта, медико-санитарной службой, работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хозяйственной части.

137. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, по поддержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов экипажа.

138. Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных операций, крепления груза или имущества, размещенного на палубе.

В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший помощник капитана обязан немедленно вызвать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив об этом старшего механика и капитана.

139. Старший помощник капитана руководит составлением карго-плана, обращая особое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна.

140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих отлагательств, он должен информировать старшего механика и докладывать капитану.

141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:

(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабочего времени и использования ими дней отдыха;

(02) знание и соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных правил подчиненными ему лицами;

(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организацию и контроль за подготовкой аварийных партий, непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть;

(04) составление расписаний по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах - на сокращенный состав;

(05) постоянную готовность коллективных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно существующим нормам;

(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;

(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;

(08) подготовку ведомостей дефектов по своему заведованию;

(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;

(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям;

(11) при отсутствии на судне врача - прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок, оказание в необходимых случаях медицинской помощи, надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;

(12) ведение книги судовых приказов, подготовку и объявление приказов экипажу и контроль за их выполнением;

(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части - безопасную посадку и высадку пассажиров;

(14) планирование проведения технической учебы;

(15) хранение судовой печати.

142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.

143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.

144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласно настоящему Уставу.

145. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений - к приему груза; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарной части; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;

(02) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных и навалочных грузов и обеспечить выполнение правил их перевозки;

(03) лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза. На специализированных судах (типа "ро-ро", контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специфики погрузки на старшего помощника капитана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспределена между ним и вторым помощником приказом капитана.

146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;

(02) произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якорного устройства, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.

После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.

147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

148. При оставлении судна экипажем старший помощник капитана организует проверку помещений судна с тем, чтобы удостовериться, что на судне не остались люди.

149. Старший помощник капитана несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей - помощников капитана, старший помощник капитана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за несением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных условиях плавания старший помощник капитана несет обе ходовые вахты.

150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.

151. При отсутствии капитана на борту судна старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Старший помощник капитана:

1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

Перед выходом в рейс:

1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

1. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

3. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

Другие инструкции в разделе:
-