Востребованные профессии связанные с детьми. Педагогика и психология. Какие методы профориентации бывают




Няня / гувернантка

Не секрет, что все папы хотят Мэри Поппинс, мамы жаждут Арину Родионовну, а сами няни мечтают быть Райан Шохьюз, или, на худой конец, Викторией Прутковской. Историй о нянях великое множество: от скромной и любящей чужих детей золушки, влюбившей в себя сурового и богатого отца семейства – до стервы-разлучницы, пригретой на семейной груди и развалившей ячейку общества.

Однако западный опыт и западные сказки имеют мало общего с российскими «нянечными» реалиями. Студенткам сразу стоит забыть о вакансии «бебиситтера» – да, на Западе эта подработка весьма распространена, у нас же мало кто доверит свою кровиночку вчерашнему ребенку. Только , только хардкор! 35-65 лет – вот обычный диапазон в вакансиях. Соискательницы старше шестидесяти пяти – это проблемы с памятью и прочие болезни. Исключения бывают, но в том случае, если няня уже известна в узком кругу и «сдаётся» с рук на руки подругам или родственникам. Кстати, малограмотная Арина Родионовна сегодня вряд ли была бы допущена до ребенка: одно из основных требований к няне – педагогическое или медицинское образование. В выгодном положении находятся бывшие детсадовские нянечки и воспитатели, а также учительницы начальных классов. Желательно наличие собственных детей – разумеется, уже взрослых, ведь подопечному должно перепадать все внимание няни.

Чем старше няня, тем спокойнее мать ребенка – про разлучниц все помнят?

Обязанности нянь разнообразны – прогулки, сопровождение в школу, развивающие занятия, кормление, уход, помощь по хозяйству маме... По сути дела, вам придётся стать почти родственником ребенку – неудивительно, что с улицы никого не берут, только с рекомендациями.

Добравшиеся до финиша могут получать как 15-20 тысяч (сопровождение ребенка в школу и кружки), так и 50-75 тысяч, если речь идет уже о полном уходе за ребенком, помощи родителям и проживании в доме.

Учитель начальных классов / воспитатель в детском саду

«Учительница первая моя» – образ, который накрепко врезался в нашу культурную память. Со стороны всё выглядит мило – вторая мама, наседка над маленькими и наивными цыплятами, прививающая им разумное, доброе, вечное… Глянцевая картинка, которая сейчас имеет мало общего с жестокой реальностью. Большую часть времени учителя занимает не столько общение с детьми, сколько подготовка к урокам, бумажная работа, решение организационных вопросов, общение с родителями… Не стоит забывать, что учитель и воспитатель несут ответственность за ребенка – в том числе и уголовную, если тот в школе или на школьном дворе упадет, травмируется, погибнет.

Заработная плата учителя и не всегда соответствует ответственности и мытарствам. Она зависит от суммы нескольких факторов – категории работника, географического расположения и типа учреждения (бюджетное или частное). Из-за этого и разброс сумм может быть от 10 до 60 тысяч. В провинции в обычных школах стоит рассчитывать на 10-15 тысяч, в столице в них же на 25-35, а частные могут предложить и 40-60 тысяч, правда и требовать будут соответственно.

Руководитель кружка / детский тренер

В школу, как ни крути, ребенок ходить вынужден и никуда ему не деться. Да и зарплату учитель, как правило, имеет фиксированную. А вот сотрудники «сектора дополнительного образования», как правило, получают в зависимости от количества записавшихся на их занятия детей. Так что они весьма заинтересованы в том, чтобы текучка в группах не наблюдалась. Для этого ребенка нужно заинтересовать, а это сложно сделать там, где результаты видны не сразу. Сколько потов сойдет, пока маленький спортсмен попадет на первые в его жизни соревнования? Через сколько месяцев юного боксера допустят помутузить хоть кого-нибудь, а не уныло растягиваться вместе со всеми? Когда закончатся нудные гаммы и начнется настоящая музыка, как у крутых рокеров? Дети быстро устают, у них меняется настроение, рассеивается внимание – и вот уже они пропускают занятия, а потом и вообще исчезают из поля зрения. Только талантливый, активный, увлеченный преподаватель может их удержать.

С точки зрения зарплаты, профиль деятельности не сильно влияет на итог: и , и , и даже такая экзотика как оцениваются в диапазоне от 10 до 40 тысяч рублей.

Детский психолог

Это только взрослые приходят к психологу и от души мнут кушеточку, полностью отбивая уплаченные за сеанс деньги. Дети нередко даже не понимают, чего же от них хотят эти странные взрослые, которые просят нарисовать что-нибудь или рассказать последний сон. Дети могут неверно истолковывать, додумывать, фантазировать – даже врать – лишь для того, чтобы дольше побыть в центре внимания. И цена неверных шагов психолога весьма высока – от невылеченных неврозов до реального тюремного срока родителям. Такую ответственность может взять на себя лишь человек, который не только любит, но и умеет понимать детей и говорить с ними на одном языке.

Зарплата детского психолога, однако, не так уж и высока, по сравнению с его «взрослыми» коллегами – она редко превышает 25-35 тысяч рублей.

Педиатр / детский профильный врач

Не секрет, что дети бывают невыносимы, а заболевшие дети невыносимы вдвойне. Но даже они по шкале невыносимости не дотягивают до родителей заболевших детей. Нередко врачу-педиатру приходится одновременно ставить ребенку градусник (может быть, и ректально), просить сказать «ааа» и пытаться в сбивчивой речи мамы отделить реальную картину болезни от панического ужаса.

И еще – недоверие, которое дети испытывают к врачам. Которое, между прочим, взросло на «вот заболеешь, отведу к доктору, он тебе горькое лекарство выпишет». В итоге врач ассоциируется с болезнью, обманом, страхом (особенно стоматолог! от страха перед ним даже не все взрослые могут избавиться!) – и только любящий детей и предельно терпеливый человек может стать хорошим специалистом.

Ситуация с зарплатой врачей не отличается от учительской. В провинции в очень редких случаях она будет выше 15-30 тысяч, в столице и частных центрах можно рассчитывать уже на 35-45, а если повезет, то и до 70 тысяч рублей.

Детский врач-логопед больше, чем педиатр, должен обладать упорством и терпением. Ведь ему нужно уговорить ребенка изменить его привычку шепелявить, картавить или помещать язык между зубами. И посулы сиюминутных радостей, таких, как конфета, тут не помогут.

Разумеется, хорошая дикция и умение оттарабанить скороговорки логопеду совершенно необходимы! Ведь «я логопеф, лефю фефей» может быть только в кино, а вот очаровать маленького пациента пулеметной очередью карлов, клар и греков в реках – путь к успеху.

Зарплата логопеда, как и любого врача, напрямую зависит от места работы – бюджетные и частные учреждения могут предлагать суммы, разнящиеся раза в два. Но вряд ли она выйдет из диапазона 15-40 тысяч рублей.

Модератор детских онлайн-игр и онлайн-сообществ

Если вам кажется, что ваш рабочий день будет посвящен постингу няшных картиночек и разрешению милых детских конфликтиков вроде: «а его питомец потоптал цветочки в моем саду», то вы сильно ошибаетесь. Может быть, в самопальных группах так и поступают, но если вы устроитесь на работу в крупную компанию (особенно западную!), то цель вашей работы будет совершенно иной.

Вам предстоит изучить психологию, в первую очередь детскую, чтобы вовремя вычислять разных типов, прикидывающихся детьми, которые регистрируются в подобных местах, а потом назначают ребенку свидание или просто разводят его на откровенный разговор. Опасность стать параноиком вам вполне может грозить.

Ещё вам придётся пресекать травлю. В виртуальности дети более жестоки, чем в реале – ведь никто не даст сдачи. А закончиться всё может и настоящим самоубийством. Так что модерировать – это вам не игрушки.

В зависимости от серьезности проекта, плотности трафика и нагрузки, модератор может рассчитывать на вознаграждение от 15 до 45 тысяч рублей.

Руководитель детской медиастудии

Это направление становится всё более популярным. Подобные студии возникают на базе школ, вузов, а то и «взрослых» СМИ. Проводятся специализированные региональные и всероссийские фестивали и конкурсы (например, МакГаффин), а на областных каналах выделяется время под исключительно детские во всех смыслах этого слова программы.

Основное отличие от кружков – в том, что здесь нет иерархии ребенок-учитель. Тут все работают в команде и создают конкретный продукт, будь то теле– или радиопрограмма, мультфильм или фильм. Руководителю очень важно поддерживать командный дух, быть буфером во время творческих споров, вдохновлять во время кризисов и умело гладить по головке в нужное время. И самому быть профи в том деле, которым занимаются дети.

Зарплаты тут не такие большие, как могли бы быть – 25-40 тысяч, однако всегда есть шансы выиграть грант или получить денежный приз на профильном конкурсе.

Как говорил незабвенный Маршак, «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только гораздо лучше». С некоторыми поправками на жанры, это в полной мере применимо к детским компьютерным играм, книгам, мультфильмам и фильмам. Сложно написать, нарисовать, снять то, чего не хватало вам в детстве – ваш «внутренний ребенок» уже порядком поистрепался за взрослую жизнь и его чутье испортилось. А сюсюканье и ути-пути могут только отвратить детей от вашего творчества.

Как правило, представители этих профессий работают при крупных издательствах или студиях, поэтому и зарплата у них столичная – 30-60 тысяч рублей.

Актеры детских и кукольных театров

Не только любовь к искусству заставляет десятилетиями изображать лисичек, зайчиков, кустики и даже камешки, или сидеть целый вечер за ширмой с рукой в заднице собачки из папье-маше. Дети – совершенно особый вид зрителя. Их может разочаровать самое изысканное представление и впечатлить до глубины души что-то совсем бесхитростное или даже банальное. И реагируют они абсолютно искренне и открыто – так что будьте готовы к самому любому проявлению эмоций в зале: от плача до по попытки ворваться на сцену.

Зарплаты актеров очень сильно разнятся не только в зависимости от места жительства, но и от того, насколько популярен театр, в котором они служат, а также от профессионального уровня самого актера. В провинции стоит рассчитывать на 10-15 тысяч рублей, а вот в столице раба детской Мельпомены ожидают 25-40 тысяч.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.


Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря. 10.08.2010 11:57:37, Лирик

Выбрать профессию не так-то просто даже взрослому человеку с устоявшимися взглядами на жизнь, не говоря уже о старшеклассниках. Для этой категории населения просто необходима помощь родителей в этом непростом выборе. Именно мама и папа как никто знают предпочтения своего ребенка, его способности, а также слабые стороны.

Будущая профессия – это не только залог стабильного материального положения. Это выбор круга людей, с которыми придется сталкиваться ежедневно. Если подойти к этому вопросу несерьезно, человек обречен на дискомфортную жизнь.

Многие психологи работали над проблемой профориентации. И они пришли к выводу, что только родители могут помочь детям правильно подобрать для себя специальность. Для мам и пап важно следовать некоторым несложным правилам, чтобы их помощь была полезной:

  1. Не воплощайте свои несбывшиеся желания в своем ребенке.

Родители делают это неосознанно. Им кажется, что они желают только добра своему отпрыску. Но стоит помнить, что способности сына или дочери могут отличаться от родительских амбиций. Ведь, если папа хотел быть экономистом, а ребенок по натуре гуманитарий, то ему будет просто нереально полюбить ту профессию, которую он не понимает вообще.

Главное задание, которое стоит перед родителями, это понимание возможностей и способностей детей. Это даст возможность определиться с той сферой деятельности, в которой отпрыск реализуется в достаточной мере.

  1. Обращайте внимание на профориентацию с младшего школьного возраста.

Важно обращать внимание на интересы ребенка с самого его детства. Развивайте какие-то способности в нем. Например, тем, кто любит компьютерные игры, наверняка будет интересно ходит в клуб программистов, учиться писать программы и сочинять несложные игры. Это поможет сделать любимое занятие будущей специальностью, которая принесет только удовольствие.

  1. Определите сильные личные качества ребенка.

Профессию не нужно рассматривать только в качестве работы и получения образования. Важно обратить внимание на те качества детей, которые наиболее сильно характеризуют их, как личность. Родители должны понимать, что из человека, который боится выступать на публике, не получится адвокат.

  1. Не забывайте о востребованности профессии.

Правильно выбранная профессия должна быть востребованной в будущем. Также важно понимать есть ли перспектива личностного и карьерного роста в этой сфере. Понять все это очень просто, достаточно зайти на сайт любой компании и рассмотреть, какие зарплаты у специалистов данной профессии, а также наличие вакантных мест.

  1. Запишите ребенка на курсы.

Старшеклассники очень легко поддаются влиянию окружающих, поэтому важно, чтобы они находились в компании единомышленников.

Помощь в выборе профессии ребенку

Так как помочь ребенку выбрать профессию, при этом, не сбивая его с осуществления собственных желаний? Начинайте разговор с ребенком о выборе будущей сферы деятельности с желаемой профессиональной области, а потом постепенно сужайте беседу до специальности и трудовых обязанностей.

Важно помнить не только лишь об интеллектуальных способностях детей, но и о их интересах, мечтаниях, темпераменте.

Пусть сын или дочка подумают над этим. Так легче определиться с областью занятий в будущем. Здесь важно не попасть под влияние сверстников. Лучше описать свои желания в письменном виде. Пусть дети вспомнят, какая именно проделанная работа вызывала удовлетворение, получалась лучше, чем у остальных.

Расскажите ребенку также и об условиях работы в той или иной сфере. Например, работа стюардессой имеет ряд преимуществ, но и недостатки тоже: целый день на ногах, постоянные перелеты. Если вы отнесетесь правильно к такому важному вопросу, как выбор будущей профессии, то ваш ребенок будет работать легко и с удовольствием. Можно прибегнуть к помощи специальных тестов на профориентацию, в основу которых положены разнообразные методики.

Каждый ребенок, независимо от физических, психологических и моральных качеств, остается индивидуальностью. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать будущую профессию ему. Ведь каждый человек имеет собственные представления о том, что такое счастье, какая должна быть работа, сколько денег нужно зарабатывать. Ребенок сам должен определить, что он хочет, что он умеет, что приносит ему удовольствие. А вот родители и общество могут только лишь развивать таланты детей, показывать плюсы и минусы той или иной профессии. Но выбирать свое будущее может только подросток, а его выбором должны быть удовлетворены все вокруг.

Воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель) - специалист по воспитанию дошкольников.

Гувернёр - наёмный домашний воспитатель для детей.

Дефектолог — специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии

Инспектор отдела по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

Историк — ученый, специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам.

Коррекционный педагог

Коррекционный педагог работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера.

Коуч — это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем

Логопед - специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей.

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.

Методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики.

Олигофренопедагог - специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуальным развитием.

Педагог - организатор

Педагог - организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям.

Педагог - психолог

Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией.

Педагог дополнительного образования - это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача - раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

Преподаватель иностранного языка

Преподаватель английского языка — это специалист, находящийся в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа - на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.

Профориентолог — это специалист, помогающий людям определить профессию или сменить её.

Психолог — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов становления человека,его поведения, используя эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода психологических и житейских проблем, адаптации человека к окружающему миру, улучшению психологической среды человека дома и на работе.

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.

Социальный педагог

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью

Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней.

«Технари» и «гуманитарии» - самое элементарное разделение людей по критерию профпригодности. Соответствующие способности могут быть ярко выраженными, но бывает и так, что человек имеет примерно одинаковую склонность и к техническим, и к гуманитарным наукам. В любом случае, в рамках каждой из этих двух групп профессий существует масса подгрупп, а потому выбор достаточно широк.

Еще древние римляне подметили, что mala herba cito crescit («сорная трава быстро растет»), а чтобы получить хороший урожай, надо потрудиться, причем со знанием дела. Сегодня продовольственную безопасность семимиллиардному человечеству обеспечивают агрономы, садоводы, фермеры, механизаторы и даже лесники - все те, кто трудится на земле или профессионально занимается растениеводством.

Список профессий, связанных с безопасностью, может быть как техническим, так и социально-гуманитарным, а может находиться на стыке этих двух сфер. Кроме того, в данной области существует разделение на силовое обеспечение безопасности и информационное. Безопасность в сфере ITи инженерная охрана особенно актуальна на уровне предприятия, а пожарная и военная безопасность - это уже, как правило, вопросы государственной службы.

Представители военных профессий не «работают», а несут государственную службу. Кроме того, чтобы стать военным, соответствующее образование обычно нужно получать еще со школьного возраста. Военная профессиональная сфера обеспечивает страну людьми, которые могут и умеют принимать ответственные решения, вести грамотную стратегию, а также вносить вклад в ее техническое развитие. Одним словом, на их плечи возложена миссия защиты государства в мирное и военное время.

Есть такие профессии, которые можно отнести сразу к нескольким категориям или, наоборот, они не вписываются ни в один перечень специальностей: к примеру, эксперт или священник. Именно о них речь в этом разделе.

Название профессии «инженер» восходит к латинскому слову ingenium, которое означает «способность, изобретательность». И в самом деле, инженеры - это не только технически грамотные строители, нефтяники, механики, теплоэнергетики или въедливые специалисты по охране труда, но и творцы - проектировщики, конструкторы, физики-эмпирики, занимающиеся прикладными разработками и исследованиями.

Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством. Если вы чувствуете, что вы креативны и талантливы, а творчество и искусство - это те сферы где вы сможете проявить себя, то вам обязательно надо ознакомиться с этим разделом.

К специальностям, упрощенно говоря, связанным с компьютером, причисляется большая группа профессий, напрямую относящихся к информационным технологиям. ИТ (в англоязычной версии IT - information technology) - это комплекс методов и средств сбора, обработки, хранения и передачи текстовых, видео- или аудиоданных. Использование и развитие этой стройной системы обеспечивают IT-специалисты, другими словами, айтишники: веб-разработчики, тестировщики ПО, программисты, контент-менеджеры, сисадмины и еще десятки профессионалов, занимающихся компьютерным оборудованием, софтом и их использованием.

Профессии, связанные с небом, безусловно, поэтически можно назвать самыми возвышенными, и подходят они стопроцентным романтикам. Но нужно быть готовым к тому, что специальности авиадиспетчера, стюардессы или пилота потребуют вполне земной и абсолютной самоотдачи - не зря же космонавтам и летчикам-испытателям за их работу присваивают звания героев России.

В XXI веке красота и мода стали мощными индустриями, а это значит, что для работы в них нужны профессионалы, причем самые разные: визажисты, парикмахеры, стилисты, художники-модельеры. Пробиться и сделать себе имя в этой сфере непросто, но зато работать крайне интересно.

Под легкой промышленностью понимают совокупность отраслей, производящих огромный набор товаров широкого потребления - от игрушек и сувениров до предметов быта, без которых невозможно обойтись в повседневной жизни. Все это разрабатывают и изготавливают представители разных профессий: конструкторы одежды, модельеры, портные, швеи, обувщики, ткачи, мебельщики.

Современные лингвисты - это уже не чистые гуманитарии, сравнивающие лексику стихов Байрона и Пушкина или в экспедициях по городам и весям собирающие диалектные выражения, чтобы составить словарь наречий исчезающих народностей. Сегодня в перечень профессий, связанных с теоретическим изучением и практическим применением разных языков, входят не только переводчик и языковед, но и специалисты по информационным интеллектуальным системам, занимающиеся разработкой программ распознавания речи, автоматической обработки текста и другого софта.

Чтобы каждый покупатель всегда мог найти на полках супермаркета, в коллекции бутика и в салоне бытовой техники именно тот товар, который ему нужен, должна быть четко налажена система закупок, транспортировки, складирования. Всем этим занимаются менеджеры по продажам, байеры, мерчендайзеры, супервайзеры, брокеры, маклеры, логисты, кладовщики, экспедиторы и другие представители профессий, связанных со сферой торговли.

Врачи, медсестры, генетики, вирусологи и другие исследователи в сфере медицинского дела выбрали в свое время профессию медика. Уровень ответственности в данной сфере прямо-таки зашкаливает, а необходимые для работы знания порой находятся на стыке таких наук, как химия, физика, биология и даже инженерия. Список специализаций для медиков не велик. Сегодня медучреждениям постоянно требуются анестезиологи, детские и взрослые реаниматологи, наркологи и психиатры, а также врачи скорой помощи и работники сферы медико-лабораторной диагностики.

Расхожая фраза о том, что каждая кухарка может управлять государством, в оригинале выглядит иначе и имеет абсолютно противоположный смысл: он сводится к тому, что администрированию всех уровней надо учиться. Искусством руководства в совершенстве владеют получившие высшее образование менеджеры по персоналу, работе с клиентами или туризму, антикризисные управляющие, коммерческие и финансовые директора и представители других административных профессий.

По морям, по волнам - нынче тут, завтра там. Если вы готовы жить в таком ритме, то профессии капитана дальнего плавания, матроса, штурмана, моториста или водолаза как раз для вас. Работу на флоте легкой не назовешь, но зато морские специальности давно и, наверное, навсегда получили статус самых романтичных.

В вузах все изучают самые разные академические дисциплины, для многих выпускников высших учебных заведений наука становится профессией. Историки и философы, этнографы и антропологи, археологи и палеонтологи, экологи и социологи, искусствоведы и культурологи, физики-ядерщики и биохимики, метеорологи и картографы, геологи и геммологи - все они работают в разных отраслях фундаментальной или прикладной науки.

С развитием сегмента негосударственного образования уровень востребованности представителей педагогических профессий резко вырос. Кроме того, в последнее время становится очень распространена практика частного репетиторства. Работа няни и занятость в дошкольных учреждениях также требует от кандидата педагогического образования. Современные образовательно-развлекательные и спортивные студии для детей и взрослых предлагают обучение танцам, языкам, а также творческие занятия. Во всех этих сферах востребована профессия педагога.

Вкусно поесть любят все, но если дома мы частенько обходимся любительской экспресс-яичницей, «сооруженной» на скорую руку и как бог на душу положит, то в промышленных масштабах приготовлением и производством еды занимаются профессионалы: технологи общественного питания, повара, пекари, рестораторы, и даже дегустаторы и сомелье, на себе проверяющие вкусовые качества пищи и составляющие винные карты.

Государственные служащие - это работники органов исполнительной, законодательной, региональной и муниципальной власти, сотрудники полиции, прокуратуры, судов, МЧС и даже военные. То есть это не только чиновники в привычном для большинства понимании, но и вообще все профессионалы, работающие в государственных гражданских или силовых структурах. Поэтому по большому счету госслужащими можно назвать политиков и дипломатов.

Профессии, связанные с работой с людьми, либо несут в себе определенное социальное благо, либо находятся на стыке двух (и более) сфер деятельности, преследуя несколько иные цели. Так, если сравнивать, например, профессию педагога и менеджера по персоналу, то первый трудится исключительно с людьми и ради людей (в целом), а второй преследует корпоративные интересы. Поэтому работа с людьми - это очень общее понятие, которое, однако, во всех случаях требует от работника проявления высокоморальных человеческих качеств.

Диких и домашних животных не зря называют братьями нашими меньшими: им так же, как и людям, нужна квалифицированная медицинская помощь, профессиональный уход, правильное воспитание и надежная защита. Всем этим для обитателей дикой природы и домашних питомцев занимаются ветеринары, фельдшеры, кинологи, грумеры, зоологи, дрессировщики, егеря - словом, специалисты, чья работа предполагает прямой или косвенный контакт с животными.

Любое предприятие и каждая организация должны работать как слаженный организм - иначе толковых результатов не получить и не выдержать рыночную конкуренцию. В средних, и особенно крупных, компаниях четкое функционирование производственного механизма обеспечивают сотрудники административно-хозяйственного отдела и в не меньшей степени - представители офисных профессий: администраторы, секретари, делопроизводители.

Индустрия услуг и туризма держится на плечах не только владельцев сервисных компаний, гостиничных империй и агентств VIP или бюджетных путешествий. Главные «действующие лица и исполнители» в ней - сотрудники всех предприятий различных секторов сферы гостеприимства: метрдотели, экскурсоводы, официанты, менеджеры по туризму и даже аниматоры, развлекающие отдыхающих и отвечающие за их прекрасное настроение.

В сфере средств массовой информации и издательства работают представители нескольких десятков специальностей. Все они обеспечивают выход в свет книг, газет, журналов. В последние десятилетия многие традиционные для этой области профессии, например, журналист, редактор или художник-иллюстратор, адаптируются под особенности электронных СМИ и виртуальных информационных площадок, не меняя своей сути. Как и сотни лет назад, корреспонденты, обозреватели, репортеры, корректоры, верстальщики и другие профи делают все для того, чтобы читатель получил информацию высокого качества – и неважно, в каком формате она будет представлена.

Сфера техники и технологий подходит для людей с выраженными склонностями к точным наукам: математике, химии, физике, информатике. Соответствующие профессии характеризуются высокой динамичностью: это обусловлено постоянно продолжающимся индустриально-техническим развитием. Графики, списки, чертежи и расчеты - вот инструментальная база технических профессий. Чтобы получать удовольствие от такой работы, нужно не только уметь все это делать, но также искренне любить точные науки.

Транспорт играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. На него, в свою очередь, оказывает большое влияние технический прогресс. Растет не только масштаб транспортных перевозок, но и уровень комфортабельности, технической оснащенности маршрутных линий и т.д. Люди, управляющие транспортом и обслуживающие его, востребованы всегда, однако выбор транспортной профессии сопряжен со значительным уровнем ответственности. Динамичность данной сферы также требует от работников постоянного повышения квалификации.

Экономика так же, как техника и технология, любит точность и определенность. Однако одной лишь точности в ее мире мало: помимо всего прочего экономические профессии имеют свою специфику, которая заключается в постоянной необходимости прогнозирования, позиционирования и анализа. Предпринимательство как профессия сочетает в себе все перечисленное, потому как рыночные процессы подчиняются законам разных экономических наук, а для успешного ведения бизнеса нужно учитывать абсолютно все факторы данной сферы деятельности.

Список юридических профессий традиционно ассоциируются с правосудием, однако в условиях формирующегося (развивающегося) правового государства этим дело отнюдь не заканчивается. К помощи юристов прибегают как государственные, так и коммерческие организации, причем масштабы могут быть самыми различными - от предприятия до мировой арены. Деятельность некоммерческих организаций также подчиняется правовым нормам, потому хорошие юристы без работы не остаются.