Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Презентация "Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье" () по биологии – проект, доклад Экологическое воспитание детей средней г




Система экологического воспитания в ДОО


Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

  • Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
  • Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
  • Важную роль играют практические моделирующие действия;
  • Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;

Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

Проведение экологических занятий один раз в две недели;

Проведение экологических досугов.


Экологическое воспитание детей средней группы

  • Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
  • Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
  • ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
  • еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
  • на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей старшей группы

  • Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
  • Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
  • Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
  • Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы

  • Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
  • Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
  • В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
  • Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой;

Диагностику экологической воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их

возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Cлайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» р.п Токарёвка Тамбовской области

Cлайд 2

Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих. Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.

Cлайд 3

Эколого- познавательный блок. Задачи: -освоение экологических представлений; -развитие познавательных умений; -овладение умениями ухода за живыми существами.

Cлайд 4

Формы и методы работы: 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Детская фантазия. 3.Уроки мышления. Почему у елки зеленые иголки? Где ночуют птицы? Чем дышит береза? Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Поиск осенних примет. Парк зимой. Растения луга. К водоему. 5.Экологические игры. -Имитационные (Экологические пирамидки); -Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.); -Игры-путешествия («На дно моря» и т. д.); -Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.). 6.Экологическая тропа.

Cлайд 5

7.Наблюдения. Почему кошки ходят тихо? Что мы знаем о собаке? Какие бывают деревья? Облака - белокрылые лошадки! 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 9.Лаборатория юного эколога: -проведение опытов; -рассматривание коллекций. 10.Занятия в уголке природы. 11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 12.Моделирование: Чьи это ноги? Узнай по следу? Засели дом.

Cлайд 6

Эколого-оздоровительный блок Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы. Формы и методы работы. 1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.) 2. Пешие прогулки по участку и за его пределы. 3. Психологические тренинги с участием животных. 4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы). 5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных растений.) 6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных растениях.) 7. Уроки безопасности. Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Знойное лето (о жаркой погоде). Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Едем купаться! 8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное). 9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений: ромашка, шалфей.

Cлайд 7

Cлайд 8

Эколого-эстетический блок Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. В.А.Сухомлинский. Задачи: - формирование у детей умения видеть и понимать красоту природы, беречь прекрасные творения; - развитие у детей эстетического вкуса посредством природных объектов; - развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с природой.

Cлайд 9

Формы и методы работы: Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература). Наблюдения в природе. Осенний листопад. Падают пушинки-белые снежинки. Серебристый иней. Апрель, апрель- на дворе опять капель. 3. Экологические выставки. Такие разные деревья (фото). На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо объект живой природы). Рисуем зиму. Что можно сделать из природного материала. Человек и его добрые дела на Земле. 4.Экологические развлечения и праздники. Восенушка-осень! Здравствуй гостья-зима! День прилета грачей. Лето красное, солнце яркое! 5. Экологические акции. Красота спасет мир. Наш детский сад- зеленый дом. 6. Коллекционирование. 7. День экологического творчества. 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Cлайд 10

Cлайд 11

Эколого-нравственный блок. Задачи: -формирование эмоционально-положительных отношений детей к природе; -накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и животным; -формирование понимания зависимости состояния природного мира от действий человека.

Cлайд 12

Формы и методы работы. 1.Экологические тренинги с животными. 2.Экологические акции. Строим замки для птиц. Санитарный день. Посади дерево. Покормите птиц зимой. Нам до всего есть дело и др. 3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература). 4.Ролевые экологические игры. Строительство города. Отдыхаем в лесу. Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Как заботиться о комнатных растениях? Что нужно делать, чтобы не пугать животных? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Когда я был добрым по отношению к природе? Что рассказала тебе природа? 6.Беседы. 7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. 8.Занятия в уголке природы. 9.Психологические тренинги с участием животных.

Ольга Ивановна Жемкаускене
Экосистема дошкольного образования

В современном мире стремительно развиваются информационные технологии, ресурсы. В том числе есть и такие, которые направлены для использования в системе образования . Сегодня происходит переосмысление процесса обучения и воспитания детей в дошкольном образовании . Разрабатываются новые концепции образования , новые приемы и методы. В том числе появляются новые термины и одним из них стало понятие «» .

Стоит разобраться в понятии «экосистема » . Впервые термин был предложен английским экологом А. Тенсли еще в 1935 году. Экосистему он определял , как биологическую систему (биогеоценоз, состоящую из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотип, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Кроме того, экосистема является сложной , саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоорганизующейся системой.

Абсолютно любая экосистема характеризуется тем , что живущие в ней живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в этой же системе, в совместной окружающей среде. Опираясь на эти положения, можно провести параллель к понятию «экосистема дошкольного образования » , где биогеоценоз – это дошкольное образование , биоценоз - субъекты образовательно -воспитательного процесса, биотип – образовательные учреждения , а обмен веществ и энергией подразумевает взаимодействие друг с другом во время обмена информацией.

Центром экосистемы является ребенок . Обучение и воспитание ребенка в экосистеме происходит не только в дошкольном образовательном учреждении , но и в организациях дополнительного образования , в библиотеке, музыкальной школе, дома. Таким образом , понятие «экосистема дошкольного образования » включает в себя комплекс педагогических подходов, педагогических технологий, отражающихся в единстве и сообразности использования , направленных на формирование всесторонне и гармонически развитой личности ребенка, активной, способной действовать самостоятельно.

Чтобы достижение результатов было максимально эффективным, необходимо создание новых возможностей для развития дошкольников . Для этого необходима разработка новых практик, новых методик, отвечающих запросам современного общества, современным информационным технологиям при условии обязательного сотрудничества педагогов с родителями и общественностью, заинтересованной в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.

Следует предположить, что о предпосылках развития «экосистемы дошкольного образования » говорит внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . Разработчиками ФГОС ДО учтены веяния современного общества, которые нашли отражение в федеральном документе. Опираясь на данный документ и то, что экосистема не может функционировать, если отсутствует хотя бы один ее компонент, можно сделать вывод, что немаловажную роль в развитии детей дошкольного возраста играет развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения . К ней предъявляются особые требования : доступная, безопасная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная. Наполняемость развивающей среды должна обеспечивать концептуальную целостность образовательного процесса и оснащена экологически чистым оборудованием.

Развивающая предметно-пространственная среда, как часть экосистемы , не должна оставаться в пределах только одной группы, а должна касаться всего пространство детского сада. Если в создание развивающей среды включать детей, то это обеспечит формирование и развитие их самостоятельности, креативного мышления, активности. Составляющей для формирования экологического сознания является и вторичное использование материалов. В этот момент дети получают навыки безотходного использования материалов.

Для того, чтобы экологическое образование детей дошкольного возраста вышло на новую ступень, необходимо на территории и в самом детском образовательном учреждении расширить и углубить развивающую предметно-пространственную среду. Например, в ДО организовать музеи книги, выставки камней и интересных находок; на территории создать экологическую тропу, летний театр, поляну сказок, мини-огороды.

Обучение и воспитание детей при таких условиях будет направлено на получение, формирование элементарных экологических представлений, знаний, которые будут являться исходным пунктом правильного, осознанного отношения дошкольников к окружающей природе, развития познавательных способностей.

Кроме научных знаний об окружающем мире, экологическое воспитание должно быть окрашено эстетически, что будет способствовать формированию эстетического восприятия природы, окружающего мира. Формирование экологической культуры, ее основ, может проходить в виде различных форм : целевых экскурсий, ухода за растениями, в специально организованных ситуациях, экологических праздниках, наблюдениях и т. д. Главная цель – развить в детях умение воспринимать и ценить прекрасное, понимать значимость окружающего мира, бережно относиться к окружающим растениям, животным, людям. В этом поможет грамотно выстроенная экосистема дошкольного образования .

Публикации по теме:

Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

В Беловском районе 24 - 25 августа 2017 года для работников образования прошла августовская конференция «Муниципальная система оценки качества.

Детский сад как экосистема Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них.

Экосистема дошкольного образования «Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья» Конспект занятия по окружающему миру Тема урока: «Экосистема леса. Деревья» Класс: 3 Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Проблемы дошкольного образования Проблемы дошкольного образования. Несомненно, период дошкольного образования - важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте.

Проект «Мини-экосистема Байкала» Где было пустое место, где не было ничего, Пусть каждый посадит дерево и не забудет его. В. Берестов. Проект разработан в рамках направления:.

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.

Авторы: Казанцева Наталья Витальевна, Каримова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида №2 "Светлячок" г.Вятские Поляны Кировской Области
Населённый пункт: город.Вятские Поляны Кировской Области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Экосистема в дошкольной организации"
Дата публикации: 07.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Доклад

"Экосистема в дошкольной организации"

"Мир, окружающий ребёнка,

– это прежде всегомир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе,вечный источник детского разума"

В. Сухомлинский.

нарастающие

экологические

проблемы

побуждают

интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития

экологического

мышления

населения

Непрерывное

экологическое

образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у

специалистов,

значительной

рядового

населения.

спасать планету и это стремление нужно развиватьуже с детства.

Экологическое

образование

неотъемлемой

дошкольной

педагогики,

возрастной

закладываются

личностной

культуры.Главная

экологического

воспитанияв

заключается

формировании

экологической

культуры:

бережного

отношения ребенка к окружающей его природе, к вещам и материалам природного

происхождения, которыми он пользуется, осознания себя и других людей

части природы.

Педагоги

детского

постоянную

углублённую

направленную на реализацию конкретных задач экологического воспитания:

Сообщение, закрепление и обогащение знаний об окружающем мире;

Формирование привычки заботиться о природе и её обитателях;

Развитие умения находить взаимосвязи между явлениями, объектами и

делать выводы;

Воспитание любви к природе родного края.

применяются

различные

экологическому воспитанию дошкольников: ежедневныенаблюдения за явлениями

в природе и в процессе ухода за растениями, специально организованные игровые

и обучающие ситуации, целевые экскурсии, праздники и развлечения, творческие

мастерские, природоохранные акции и субботники, опыты, эксперименты и т.д.

Кроме того систематически проводятся занятия о сезонных изменениях в природе,

о животных, проживающих в различных экосистемах, о растениях, растущих в

разных климатических зонах, на улицах и парках родного города, на территории

детского

внимание

педагогами

уделяется

совместному

детьми изучению экологических пространств на территории детского сада.

Углублённая работа по изучению экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.)

подчинена

показать

организм

природных

взаимосвязейи

непредсказуемые последствия. В процессе изучения любой экосистемы можно

выделить три уровня экологических знаний:

Объекты природыбез каких - либо связей;

Объекты природы во взаимосвязи (так, узнавая, чем питаются те или иные

животные,

ст роят ся

соответ ствующие

определятьсязначение одного объекта для другого, например, значение леса для

реки и т. д.);

Процессы, влияющие на объекты (рассматриваютсяво-первых, сезонные

явления, в основе которых лежит действие естественных факторов; во-вторых,

следствия, вызванные деятельностью человека)

Для практического изучения объектов и явлений природы на территории

детского

педагогами

специалистами

созданаучебная

экологическая тропа.

Экологическая

специально

разработанный

оборудованный

маршрут в природу. Создавая экологическую тропу на территории детского сада,

постарались

максимально

использовать

богатство

деревьев,

кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним

поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы

разные породы деревьев, кустарников, трав и мхов, чтобы наглядно показать

детям отличительные особенности разных жизненных форм растений.

Территория

детского

достаточно

воссоздали

фрагменты

естественных

растительных

сообществ,

характерных

Кировской

помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны,

луговыми

экосистемами.

наблюдать

разнообразие

насекомых,

беспозвоночных

животных

естественных

условиях

обитания, так как они связаны с определенными растениями, особенностями

питания и проживания.

В естественные объекты экологической тропы входят:

1.Деревья

(остролистный,

татарский),

мелколистная,

пушистая, бородавчатая, ель обыкновенная, лиственница,рябина,дуб, сосна, кедр,

2. Кустарники - сирень, шиповник, облепиха, акация.

3. Старые пни.

4.Луговые травы

5. Лесные травы

5.Березовая роща.

6.Сад – яблоня, слива, вишня.

7.Муравейники.

8. Бревно.

стилизованные

специально

созданныеобъекты

экологической

Цветники.

2.Альпийская горка.

3.Скворечники.

4.Кормушки для птиц.

5.Детская метеостанция.

6.Сельский двор.

7.Детский огород.

8.Уголок лекарственных растений.

9.Уголок леса

10.Поляна насекомых.

Экологическая

постоянно

обновляется.

настоящее

растут почти все деревья нашей природной зоны. Наши воспитанники научились

распознавать

способствовали

наблюдения, но и организация дидактических игр «Отгадай дерево по листу»,

«Подбеги к дереву, которое назову», «Угадай по описанию» и т. д

проводится

«Сказочная

кормушка»,

удовольствием

принимают

родителями.

Кормушки,

сделанные

размещаются

прогулочной

площадке.

забывают

наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам, дети могут назвать их,

определить особенности их поведения, но самое главное - дети понимают, что

жизнь птиц, особенно зимой, когда им трудно добыть пищу, зависит от нас.

Практические

наблюдения

естественных

условиях

процессе

"путешествия"

тропепомогают

расширить

углубить

полученные

занятиях.

воспитанникипостигают неразрывное единство природы и человека, приходят к

осознанию того, что дикая природа живет по собственным законам, обходясь без

помощи человека.

Территория ДОУ – это своего рода экосистема, но уже не искусственно

созданная, т.к. все связи, характерные для естественной экосистемы, не оборваны

и не изолированы друг от друга. Эта экосистема является устойчивой, способной

к самовозобновлению, так как она находится в естественной среде обитания.

Помещения

детского

своеобразная

эко система,

напоминающая

миниатюре.

существует

поступления энергии и ресурсов, а его главные обитатели - люди (воспитатели и

дети), растения, окружающие их.

В ДОУ много разнообразных растений, за которыми наблюдают и ухаживают

дошкольники. Цветы в помещениях детского сада играют не только эстетическую

настроение,

увлажняют,

оздоравливают

выделяяполезные

вещества

фитонциды,

убивающие

микроорганизмы.

растений,

помещение,

кислорода

микроорганизмов.

Комнатный

хлорофитум,

Растения,

поглощая

некоторые

технические устройства. Причём, чем хуже качество воздуха для человека, тем

лучше для растения. Некоторые комнатные растения используют как лекарства,

например, алоэ и каланхоэ, листья которых прикладывают к нарывам, а сок

принимают

различных

внутренних

болезнях.от

выращенного

подоконнике лука мы получаем витамины.

Одной из экосистем в ДОУ является «Огород на окне», который может

оставаться зелёным круглый год.Дети совместно с воспитателями сеют в нём

зерновые культуры, наблюдая затем за их ростом, анализируя лучшие условия для

всхожести

качественного

Источником

витаминов

является выращенный на подоконнике лук.

зависимости

возраста

воспитанников,

располагаются

искусственно созданные мини – экосистемы:многоярусность лесной экосистемы,

луг,пустыня,берег

Ледовитого

возможность наглядно и доступно донести до детей разнообразие окружающего

Целенаправленное

систематическое

осуществление

проце сс а

стимулирования

познавательного

интереса

является

эффективным

фактором экологического воспитания в ДОУ. Коллективом нашего дошкольного

учреждения достигнуты определенные успехи в данном направлении. Хотелось

бы на них остановиться:

Диплом лауреата окружного конкурса «Красивая школа – 2008» II

степени в номинации «Лучшая территория образовательного учреждения»

Благодарность от администрации города Вятские Поляны Кировской

экологическом

воспитание

дошкольного

возраста.

Диплом I степени областного конкурса «Красивая школа – 2015» в

номинации «Сады природы».

Благодарственное письмо за активное участие в областном конкурсе

экологических и гражданских инициатив «ЭкоГрин» и специальной номинации

«Экология в литературе» - в 2015 году.

Сертификат участника в международном игровом конкурсе «Человек

и природа» - 2017 год.

педагогов

воспитанниками

экологических

олимпиадах,

конкурсах,

публикациях

муниципального

международного уровня.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования

дошкольников

культуры

рационального

природопользования.

Накопленные знания у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они

необходимы как условие выработки эмоционально-нравственного и действенного

отношения к миру.

Оглянитесь

осмотрите

помещения,

названных мест есть свой микромир, своя экосистема, созданная искусственным

или естественным путем. И мы, люди, живем в этой среде, рядом с маленькими её

обитателями - животными, растениями. И наши души, как растения: упадёт в

землю семечко, прольётся дождик, пригреет солнышко и семечко проросло! Всем

нужна забота - и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и даже всемогущему

человеку. Забота Природы! А чтобы этой заботы хватило на всех, нам необходимо

её беречь!

Материал подготовили:

Казанцева Наталья Витальевна,

Каримова Ирина Михайловна


Сведения о МДОУ – детском саду 446 Адрес: ул. Баумана, 43, телефон Адрес: ул. Баумана, 43, телефон МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005


Содержание ФГТ Область «Безопасность»: Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: Область «Познание»: сенсорное развитие; сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности. развитие познавательно-исследовательской деятельности.


Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). задачи по экологическому воспитанию. задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья


В основу работы положены принципы: краеведения; краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; природосообразности; научности и доступности понятий; научности и доступности понятий; «спирали»; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному от простого к сложному




В помещении Исследовательский центр Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий Экологический театр Календарь природы Комнатные растения Животные Аквариумы Огород на подоконнике Аптека на подоконнике Библиотека Экологическая тропа Огород Клумбы и газоны Природные и ландшафтные особенности территории Модель экологического пространства в ДОУ Коридоры и холл Музыкально- физкультурный зал Деревья и кустарники На участке группы
















Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ метод наблюдения с подключением различных анализаторов, метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, экскурсии, метод проектов метод проектов


Формы работы с детьми занятия; занятия; экскурсии; экскурсии; практическая деятельность в природе; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско- родительские); экологические проекты (педагогические, детско- родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник» выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»






Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы: «Посади дерево» (к Дню Земли), «Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» «Спасем муравейник» и другие и другие


Экологические заповеди главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой») бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)




Условия организации работы с родителями разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе. методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.


Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек


Виды проектов: исследовательско - экспериментальные Свойства воды Свойства воды Насекомые в природе Насекомые в природе Воздух и жизнь Воздух и жизнь Условия для жизни растений Условия для жизни растений Животные детского сада Животные детского сада Аквариум и его подводный мир Аквариум и его подводный мир Зимующие птицы Зимующие птицы Наши зеленые друзья Наши зеленые друзья Пернатые гости Пернатые гости Роль растений в жизни человека Роль растений в жизни человека Аптека на подоконнике Аптека на подоконнике Огород на окне Огород на окне Эко-мир детского сада Эко-мир детского сада Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Аквариумы в детском саду Аквариумы в детском саду


Естественно-научные проекты Рассказы камней Рассказы камней О чем расскажут звезды О чем расскажут звезды Сохранение здоровья Сохранение здоровья В каше сила наша – домашнее питание В каше сила наша – домашнее питание Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Движение, спорт, здоровье Движение, спорт, здоровье


Творческие проекты Космические приключения Космические приключения Космические аппараты Космические аппараты Семейный досуг Семейный досуг Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье) Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье)