Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию. Разработка положения о структурных подразделениях Что такое положение об отделе





  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

администрация Новониколаевского

Отдел по образованию

Народная ул., д. 77, р. п. Новониколаевский, 403901

тел.(2, 6-12-96, факс.(2, E-mail: *****@***ru

« 22 » г. № _959_____

На № _______ от ________________

В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об образовании» образовательному учреждению предоставлена автономность, что включает в себя право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами управления образования – рекомендации и контроль. При экспертизе локальных актов обозначились следующие проблемы в разработке правового поля деятельности образовательного учреждения:

1.Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

2.Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3.Определение задач и функций государственно – общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4.Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

П.1.7. «б» ст. 13 «Устав образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» показывает, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается: структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности. Поэтому необходимо определить:


– какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

– каковы их функциональные управленческие связи;

– действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Проблемы возникают у руководителей образовательных учреждений с регистрацией и оформлением локальных актов, с определением ответственности за неисполнение локального акта, с порядком внесения изменений и дополнений, с ознакомлением работников учреждения с локальным актом, с персоналом, на который распространяется действие локального акта.

Технология составления положений

Положение – это организационно – юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов:

1.Общие положения.

2.Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

3.Основные задачи.

4.Функции (обязанности).

6.Ответственность.

7.Организация управления.

8.Делопроизводство.

Раздел «Общие положения» включает в себя:

– определение статуса органа самоуправления в системе управления;

– указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

– степень самостоятельности;

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться Устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности. Действующее законодательство не предъявляет жестких требований к структуре и содержанию должностных инструкций. Однако с учетом имеющихся рекомендаций представляется целесообразным включить в состав должностных инструкций следующие разделы:


1.Раздел «Общие положения» определяется точное наименование должности работника. Это необходимо для определения роли должности в конкретных условиях деятельности образовательного учреждения, уровня оплаты труда работника, замещающего должность, условий премирования, а также для правильного решения вопросов социального обеспечения. Наименование должности работника должно отражать характер выполняемой им работы и строго соответствовать действующей номенклатуре должностей.

Далее определяется подчиненность работника. В соответствии с принципами управления работник должен иметь только одного непосредственного руководителя. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению ответственности как подчиненного, так и самих руководителей.

Кроме того, определяется должностное лицо, которое назначает работника на должность и освобождает его от нее.

Указывается наличие у работника подчиненных.

Этот пункт увязан с разделом «Ответственность», в котором, в случае наличия подчиненных, оговаривается ответственность не только за собственные действия данного работника, но и за действие подчиненных.

Содержатся указания о порядке замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и тому подобное). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей. Если нет четких указаний о должностных лицах, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, то это дезорганизует работу учреждения.

Кроме названного, содержит перечень документов (законодательные акты Российской Федерации, устав образовательного учреждения, инструкции, рекомендации и так далее), которыми работник руководствуется в своей деятельности.

Раздел «Основные задачи и функции» должностной инструкции раскрывает основные задачи работника, вытекающие из задач и функций данного образовательного учреждения. При этом наиболее точно определяется содержание конкретной задачи или функции, выполнение которой возлагается на работника. Следует отметить, что все функции образовательного учреждения, без исключения, распределяются между работниками, включая руководителей.

Раздел «Должностные обязанности» раскрывает конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач. Если рассматривать разработку должностных инструкций развивающейся школы, то характер работы не только администрации, но и педагогических сотрудников будет носить исследовательский характер. Поэтому практически по всем педагогическим должностям сотрудник будет обязан:

анализировать соответствующую часть образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

прогнозировать деятельность на своем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

планировать и организовывать работу;

координировать деятельность лиц на соответствующем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

контролировать работников, находящихся в непосредственном подчинении;

корректировать собственную деятельность и деятельность того участка образовательного (учебно – воспитательного) процесса, за который отвечает;

разрабатывать планы, программы и иные документы;

консультировать участников образовательного (учебно – воспитательного) процесса, отнесенных к его компетенции;

оценивать и осуществлять экспертизу деятельности на своем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

обеспечивать выполнение своих функций.

Раздел «Права» . В нем дается перечень прав. Предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы.

Четкое определение прав способствует разрешению спорных вопросов во взаимоотношениях между работниками в образовательном учреждении. Работник в необходимых случаях может отстаивать свои права на основании юридического документа, каким является должностная инструкция.

Предоставление работнику прав способствует полному исполнению возложенных на него обязанностей. Вот почему в следующем разделе должностной инструкции – «Ответственность» - предусматривается одинаковая ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за не использование предоставленных работнику прав.

Раздел «Ответственность» . В этом разделе можно было бы перечислить все обязанности и права, указав в заглавной части на личную ответственность за их не выполнение или не исполнение Однако это неоправданно увеличило бы объем каждой инструкции, поэтому рекомендуется определить ответственность одной фразой: «работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и не использование прав, предусмотренных должностной инструкцией».

Раздел «Связи по должности». В разделе указывается, когда, в какой форме и по отношению к каким должностям осуществляется отчетность и контроль.

Экспертиза локальных актов образовательных учреждений показала, что:

– большинство локальных актов вступают в противоречие с действующим законодательством;

– во многих локальных актах дублируются нормы законодательства;

– не соблюдаются требования к структуре и содержанию локального акта;

– не в полной мере обеспечена нормативность локального акта;

– не правильно оформляется регистрация локального акта, в связи с чем не оформлены реквизиты;

– не предусмотрен контроль за исполнением локального акта;

– не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений;

– не возможно отследить, ознакомлены ли работники с локальным актом, на кого распространяется действие локального акта;

– учебный план;

– годовой календарный учебный график (по согласованию с РОУО);

– Положение об учебном кабинете;

– Положение о школьном музее.

Гриф Принято на педагогическом совете протокол от_______ № _______ можно проставить в левом углу титульного листа или в конце документа.

Все локальные нормативные акты, утверждаемые органом самоуправления, должны вводиться в действие приказом руководителя.

Порядок оформления локальных нормативных актов

1.Локальный нормативный акт должен быть подписан разработчиком с указанием должности и фамилии.

2.Гриф утверждения документа располагается в правом верхнем углу на титульном листе. Сокращенное наименование учреждения допустимо при наличии на бланке или на угловом штампе полного наименования учреждения.

3.Грифы введения в действие, учета мнения, согласования и др. располагаются в левом верхнем углу на титульном листе.

4.Утверждение может быть двух видов: прямое утверждение (1 вариант), и через приказ (2 вариант).

5.Слова УТВЕРЖДАЮ и УТВЕРЖДЕНО пишутся прописными буквами без кавычек. Далее в зависимости от вида утверждения указывается должность лица, утверждающего документ, его подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) и дата.

ОБРАЗЦЫ ГРИФОВ

Прямое утверждение

наименование организации

УТВЕРЖДАЮ

наименование должности руководителя

___________________________________

___________________________________

расшифровка подписи

"___" _______ 200__г.

через приказ

____________________________________________________

наименование организации

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

___________________________________________

Приказом МОУ СОШ №

от 01.01.2001 №

2.Документы, где требуется учет мнения профсоюзного комитета. Утверждаются следующим образом:

Прямое утверждение:

____________________________________________________

наименование организации

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

с учетом мнения директор МОУ

профсоюзного комитета СОШ №___________

МОУ СОШ № ________ _______ (расшифровка)

протокол от _____ №_____ 00.00.0000.г или

председатель профкома «___»____________год

_________(расшифровка)

Если документ утверждался приказом директора, то гриф «Утверждено с учетом мнения» проставляется в конце приказа, а в приложении рекомендуется указать:

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

приказом МОУ

СОШ № __________

от _____ № _________

с учетом мнения

профсоюзного комитета

протокол от ______№__

3.В документах, где требуется введение их в действие приказом руководителя МОУ, в левом углу ставится гриф «Введено в действие»

____________________________________________________

наименование организации

Введено в действие УТВЕРЖДЕНО

приказом директора на Совете МОУ

МОУ СОШ №_______ СОШ №__________

от________ №_______ протокол от_______ №__

Директор МОУ СОШ №____

_________(расшифровка)

Главный специалист отдела по образованию

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ (практическое пособие), Ю. П.ОРЛОВСКИЙ, Д. Л. КУЗНЕЦОВ,

2.ж. Библиотека ДШ, 2008г.

3.Информационно – методические материалы, ВГИПКИПРО, кафедра управления образованием

РД 107.12.009-89

Группа Т55

ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦАХ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата введения 1990-06-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН ГНТУ МРП

2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным письмом ГНТУ от 02.11.89 N 017-107/К/2539.

3. ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Н.БАРАНОВ (руководитель разработки )

Т.А.СУВОРОВА

4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГОСМ за N ОР 3062 от 27.11.89.

5. Срок первой проверки - 1993 г.

Периодичность проверки - 5 лет.

6. Введен взамен ОСТ 4Г 0.091.044, ред.2-80.

7. Ключевые слова: положения, структура, структурная единица, структурное подразделение, самостоятельность, задачи, функции, права, ответственность.

8. Аннотация.

Отраслевой руководящий документ РД 107.12.009-89 разработан в целях обеспечения единого подхода на предприятиях отрасли к разработке положений о структурных единицах объединений, филиалах промышленных предприятий, филиалах НИИ (КБ), подразделениях промышленных предприятий и НИИ (КБ). Приведены примеры оформления различного рода положений.

В РД приведены основные требования, регламентирующие содержание, порядок разработки и введения в действие положений.


Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на производственные и научно-производственные объединения (далее - объединения), промышленные предприятия (заводы), научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские и конструкторско-технологические бюро (далее - КБ), филиалы заводов, филиалы НИИ и КБ (далее - филиалы).

Настоящий РД устанавливает требования к построению, оформлению, содержанию, порядку разработки, согласования, утверждения и введения в действие положений о структурных единицах объединений, положений о филиалах, положений о структурных подразделениях предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Структурные единицы объединений, филиалы, структурные подразделения предприятий действуют на основании положений.

1.2. Положения представляют собой нормативные документы, определяющие юридический статус структурных единиц, филиалов, структурных подразделений, их место в системе объединения, предприятия, внутреннюю организацию, закрепление за ними функций объединения, предприятия.

1.3. Положения разрабатывают о:

структурных единицах объединений;

филиалах;

структурных подразделениях самостоятельных заводов, самостоятельных НИИ, КБ;

структурных подразделениях структурных единиц объединений;

структурных подразделениях филиалов.

К числу структурных подразделений, для которых разрабатывают положения, относятся:

производства (в том числе опытные), функционирующие в качестве структурных подразделений;

цехи основного и вспомогательного производства;

самостоятельные участки;

отделения в НИИ, КБ, являющиеся, единой планируемой и отчетной единицей;

отделы (в том числе тематические в НИИ, КБ);

отделы и лаборатории в составе отделений;

самостоятельные лаборатории;

самостоятельные бюро;

бюро в составе производств и цехов.

1.4. Положения не разрабатывают о:

заводах, НИИ, КБ, имеющих права юридического лица;

секторах;

несамостоятельных лабораториях;

несамостоятельных бюро;

несамостоятельных участках.

Примечания:

1. Заводы, НИИ, КБ, имеющие права юридического лица, действуют на основании "Закона о государственном предприятии (объединении)" и Устава.

2. Секторы, несамостоятельные лаборатории, бюро и участки действуют на основании положений о структурных подразделениях, в состав которых они входят.

1.5. Положения также не разрабатывают об отделениях, в которых планируемой и отчетной единицей является не само отделение в целом, а входящие в его состав отделы и лаборатории.

В таких отделениях начальник выступает в роли руководителя научного направления, а работы по этому направлению выполняют отделы (лаборатории) со своим планированием и отчетностью.

В этом случае разрабатывают должностное положение о начальнике отделения, как руководителе тематического направления, а также положения об отделах (лабораториях), входящих в отделение.

1.6. Положения следует разрабатывать в соответствии с:

настоящим РД;

действующим законодательством;

действующими организационно-распорядительными, нормативными и методическими документами по направлениям деятельности структурной единицы объединения (филиала, структурного подразделения).

При изменении этих документов необходимо вносить соответствующие корректировки или полностью перерабатывать положения.

Примечание. Организационно-распорядительные, нормативные и методические документы, относящиеся к деятельности структурной единицы, филиала, структурного подразделения, выпущенные после утверждения положения об этой структурной единице (филиале, структурном подразделении), действуют наряду с этим положением.

1.7. Содержание положения, количество и наименование разделов зависит от характера объекта (структурная единица, филиал, структурное подразделение), для которого разрабатывают положение, а также от условий, в которых функционирует структурная единица, филиал, структурное подразделение.

В настоящем РД изложение содержания положений производится по следующим группам:

положения о структурных единицах объединений и филиалах;

положение об отделении в НИИ, КБ;

положения о производствах (в том числе опытных), о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках;

положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений; о самостоятельных лабораториях и самостоятельных бюро; о бюро в составе производств и цехов.

Общим для положений каждой группы является количество и наименования разделов в них.

1.8. К каждому положению прилагают "Схему подчиненности структурных звеньев" структурной единицы, филиала, структурного подразделения.

Примечание. Структурные звенья - это самостоятельные и несамостоятельные подразделения, должностные лица и исполнители (отдельные работники) предприятия, структурное звено низшего уровня управления - исполнитель (работник).

2.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах

2.1.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) имущество и средства;

4) производственно-хозяйственная деятельность (для заводов - структурных единиц объединений и для филиалов заводов);

научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность (для НИИ и КБ - структурных единиц объединений и филиалов НИИ и КБ);

5) управление;

6) права;

7) ответственность;

8) ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация.

Примечание. Организационную структуру структурной единицы (филиала) разрабатывают и утверждают отдельно.

2.1.2. Раздел "Общие положения" содержит:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность структурной единицы (филиала);

уровень хозяйственной самостоятельности структурной единицы (филиала);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы (НТД), которыми руководствуются в своей работе структурная единица (филиал);

должность руководителя, возглавляющего структурную единицу (филиал);

порядок назначения, утверждения на должность и освобождения от должности руководителя структурной единицы (филиала);

порядок разработки, согласования и утверждения положения о структурной единице (филиале), ее организационной структуры и штатного расписания.



деятельность структурной единицы (филиала) строится на основе плана экономического и социального развития объединения (предприятия);

объединение (предприятие) обеспечивает соблюдение прав структурной единицы (филиала) и осуществляет контроль за выполнением структурной единицей (филиалом) своих обязательств;

структурная единица (филиал) имеет печати с указанием своего наименования и ведет переписку через закрепленное за ним почтовое отделение.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус структурной единицы (филиала), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.1.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности структурной единицы (филиала).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность").

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создана и осуществляет свою деятельность структурная единица (филиал).

2.1.4. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за структурной единицей (филиалом).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует структурная единица (филиал).

2.1.5. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность") отражается содержание деятельности структурной единицы (филиала) в обеспечение возложенных на структурную единицу (филиал) основных задач.

Содержание деятельности структурной единицы (филиала) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области:

производственной деятельности;

планирования;

научно-технического прогресса;

материально-технического снабжения и сбыта;

труда и заработной платы;

кадров и социального развития коллектива;

финансов, учета и отчетности и т.д.


2.1.6. В разделе "Управление" приводят характеристику системы управления структурной единицей (филиалом), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление структурной единицей (филиалом);



Например, "директор устанавливает компетенцию своих заместителей...", "подразделения предприятия действуют на основе положений об этих подразделениях..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношения с администрацией;

методы руководства структурной единицей (филиалом) со стороны вышестоящих руководителей (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-распорядительные документы объединения (завода, НИИ, КБ), которые распространяются на данную структурную единицу (филиал).

Например, "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

В разделе необходимо также указать, что квалификационные требования к руководителю (директору, начальнику) структурной единицы (филиала) устанавливаются такие же, как и к руководителю юридически самостоятельного предприятия.

Допускается, при необходимости, введение других пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления структурной единицей (филиалом).

2.1.7. В разделе "Права" необходимо указать, что права структурной единицы (филиала) осуществляются его руководителем и по установленному должностными положениями (должностными инструкциями) распределению обязанностей другими работниками структурной единицы (филиала).



связанные с представительством, в других объединениях, предприятиях, организациях;



по отношению к другим структурным единицам объединения (другим филиалам завода, НИИ, КБ);

по отношению к подразделениям или отдельным работникам структурной единицы (филиала);





Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на структурную единицу (филиал) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на руководителя структурной единицы (филиала).

2.1.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что руководитель структурной единицы (филиала) несет ответственность за всю деятельность структурной единицы (филиала) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности руководителя.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на структурную единицу (филиал), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных руководителю прав и т.д.

Примечание. Для структурной единицы (филиала), перешедшей на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных законодательством и руководством объединения (завода, НИИ, КБ), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива структурной единицы (филиала).


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников структурной единицы (филиала) устанавливается их должностными положениями (инструкциями).

2.1.9. В разделе "Ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация" следует указать:

кем производится ревизия деятельности структурной единицы (филиала), как часто;

по решению какого органа производится реорганизация или ликвидация структурной единицы (филиала);

порядок и сроки ликвидации.

2.2. Положение об отделении

2.2.1. Положение об отделении должно включать следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущество и средства;

5) научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник отделения;

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Раздел "Имущество и средства" вводится тогда, когда отделение в качестве единой планируемой единицы находится на хозрасчете.

2.2.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и непосредственную административную подчиненность отделения;

уровень хозяйственной самостоятельности отделения.

Например: "Отделение действует на принципах внутриинститутского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе отделение;

должность руководителя, возглавляющего отделение, порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения и штатного расписания отделения;

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отделения.

Примечание. Если в положении об отделении есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В разделе необходимо указать, что:

деятельность отделения строится на основе плана экономического и социального развития НИИ (КБ);

НИИ (КБ) обеспечивает соблюдение прав отделения и осуществляет контроль за выполнением отделением своих обязательств.

Допускается введение пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отделения, если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.2.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отделения.

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность отделение.

2.2.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав отделения и непосредственно подчиненных руководителю отделения и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю отделения или его заместителям.

Если организационная структура отделения сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению об отделении. В этом случае в разделе указывают, что организационная структура отделения приведена в приложении к положению.

2.2.5. В разделе "Имущество и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за отделением.

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует отделение.

2.2.6. В разделе "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности отделения как единого целого в обеспечении возложенных на отделение основных задач.

Содержание деятельности отделения следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям:

Например:

в области научной и научно-технической деятельности;

в области планирования;

в области материально-технического снабжения;

в области труда и заработной платы;

в области кадров и социального развития коллектива;

в области финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых документах и НТД.

В завершающем пункте раздела должно быть указано, что функции отделения осуществляют подразделения и работники, входящие в его состав, в соответствии с положениями (должностными инструкциями) об этих подразделениях (работниках), разработанными и утвержденными в установленном порядке.

2.2.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления отделением, где указать:

принципы, на основе которых построено управление отделением;

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например. "Начальник отделения устанавливает компетенцию своих заместителей...", "отделы, входящие в состав отделения, действуют на основе положений об этих отделах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией отделения;

методы руководства отделением в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-методические документы НИИ (КБ), которые распространяются на отделение.



Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления отделением.

2.2.8. В разделе "Начальник отделения" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отделения в обеспечение выполненных задач и функций, возложенных на отделение;

что должен знать начальник отделения.

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника отделения, с учетом условий работы отделения.

В случае, когда начальник отделения является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отделения, раздел "Начальник отделения" состоит только из одного пункта: "Отделение возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отделения, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.2.9. В разделе "Права" необходимо указать, что права отделения осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отделения.

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях и организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;



по отношению к подразделениям и отдельным работникам отделения;

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать в разделе.

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отделение задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отделения.

В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отделения несет ответственность за всю деятельность отделения в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отделение, и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отделения, перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отделения, производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отделения.


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отделения устанавливается их должностными инструкциями.

2.3. Положения о производствах, цехах основного и вспомогательного производства, самостоятельных участках

2.3.1. Положения о производствах (в том числе опытных), функционирующих в качестве структурных подразделений, о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущества и средства;

5) производственно-хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник производства (цеха, участка);

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Если структура производства (цеха) достаточно сложна, то раздел "Организационная структура" не вводится, а в разделе "Общие положения" следует указать, что организационная структура производства (цеха) дается в виде приложения к настоящему положению.

2.3.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность производства (цеха, участка);

уровень хозяйственной самостоятельности производства (цеха, участка).

Например: "Производство действует на принципах внутризаводского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе производство (цех, участок);

должность руководителя, возглавляющего производство (цех, участок), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения о производстве (цехе, участке) и его штатного расписания.

В разделе необходимо также указать, что:

деятельность производства (цеха, участка) строится на основе плана экономического и социального развития предприятия;

предприятие обеспечивает соблюдение прав производства (цеха, участка) и осуществляет контроль за выполнением производством (цехом, участком) своих обязательств.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус производства (цеха, участка), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.3.3. В разделе "Основные задачи" приводится перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности производства (цеха, участка).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность производство (цех, участок).

2.3.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав производства (цеха, участка) и непосредственно подчиненных руководителю производства (цеха, участка) и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю производства (цеха, участка) или его заместителям.

Если организационная структура производства (цеха) сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению о производстве (цехе, участке). В этом случае в разделе указывают, что организационная структура производства (цеха) приведена в приложении к положению.

2.3.5. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за производством (цехом, участком).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует производство (цех, участок).

2.3.6. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности производства (цеха, участка) как единого целого в обеспечение возложенных на производство (цех, участок) основных задач.

Содержание деятельности производства (цеха, участка) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области производства, планирования, материально-технического снабжения, труда и заработной платы, кадров и социального развития коллектива, финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах и НТД.

Задачи и функции подразделений, входящих в производство (цех), а также обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику производства (цеха) или его заместителям, приводят в положениях об этих подразделениях (должностных инструкциях работников).

2.3.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления производством (цехом, участком), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление производством (цехом, участком);

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например: "Начальник производства устанавливает компетенцию своих заместителей...", "Цехи, входящие в состав производства, действуют на основе положений об этих цехах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией производства (цеха, участка);

методы руководства производством (цехом, участком) в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

НТД и организационно-распорядительные документы предприятия, которые распространяются на производство (цех, участок).

Например: "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления производством (цехом, участком).

2.3.8. В разделе "Начальник производства (цеха, участка)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника производства (цеха, участка) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на производство (цех, участок);

что должен знать начальник производства (цеха, участка).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы производства (цеха, участка).

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

2.3.9. В разделе "Права" необходимо указать, что нрава производства (цеха, участка) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками производства (цеха, участка).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к подразделениям и отдельным работникам производства (цеха, участка);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе, участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на производство (цех, участок) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника производства (цеха, участка).

2.3.10. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник производства (цеха, участка) несет ответственность за всю деятельность производства (цеха, участка) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на производство (цех, участок), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для производства (цеха, участка), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете производства (цеха; участка), производятся за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива производства (цеха, участка).


В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников производства (цеха, участка) определяется их должностными инструкциями.

2.4. Положения об отделах, лабораториях, бюро

2.4.1. Положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений, о самостоятельных лабораториях, самостоятельных бюро, о бюро в составе производств и цехов должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) функции;

5) начальник отдела (лаборатории, бюро);

6) права;

7) ответственность.

Примечание. В необходимых случаях, например, когда подразделение переведено на хозяйственный расчет, дополнительно после раздела "Организационная структура" вводится раздел "Имущество и средства", который излагают в соответствии с п.2.4.8.

2.4.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность отдела (лаборатории, бюро);

уровень хозяйственной самостоятельности отдела (лаборатории, бюро);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы, которыми руководствуется в своей работе отдел (лаборатория, бюро);

должность руководителя, возглавляющего отдел (лабораторию, бюро), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения об отделе (лаборатории, бюро) и его штатного расписания;

порядок планирования, отчетности и оценки деятельности отдела (лаборатории, бюро);

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отдела (лаборатории, бюро).

Примечание. Если в положении об отделе (лаборатории, бюро) есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В положениях о подразделениях управления предприятием в разделе "Общие положения" допускается введение пунктов, определяющих:

уровень централизации по функциям или подфункциям управления, реализуемых подразделением;

объект управления структурным подразделением и область административного или функционального управления этим объектом.

В раздел допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отдела (лаборатории, бюро), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.4.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Функции".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создан и осуществляет свою деятельность отдел (лаборатория, бюро).

2.4.4. В разделе "Организационная структура" перечисляют секторы и бюро, входящие в состав отдела (лаборатории).

В положениях о самостоятельных бюро, а также, при необходимости, в положениях об отделах (лабораториях) допускается перечисление обособленных групп работников, осуществляющих определенные функции.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям.

Если в составе самостоятельного бюро нет обособленных групп работников, раздел "Организационная структура" в положение о бюро не включается.

2.4.5. В разделе "Функции" должно быть отражено содержание деятельности отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) основных задач.

Содержание деятельности подразделения следует излагать одним из следующих способов (по выбору разработчика):

по структурным звеньям (секторам, бюро, группам) подразделения, излагая функции сначала одного структурного звена, затем другого и т.д. Сквозные для всех структурных звеньев работы излагаются под заголовком "Общие функции";

в соответствии с технологической последовательностью выполняемых работ.

Например, сначала описываются функции по сбору, обработке и анализу материалов, затем - по планированию работ, по их проведению, по контролю за их ходом и т.д.;

по объектам деятельности подразделения.

Например, по видам обрабатываемых изделий, материалов; в области нормирования труда рабочих; в области организации заработной платы и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах.

Обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям, приводить не следует, так как эти обязанности излагают в должностных инструкциях работников.

2.4.6. В разделе "Начальник отдела (лаборатории, бюро)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро);

что должен знать начальник отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы отдела (лаборатории, бюро).



В случае, когда начальник отдела является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отдела, раздел "Начальник отдела" состоит только из одного пункта:

"Отдел возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отдела, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.4.7. В содержании раздела "Права" необходимо указать, что права отдела (лаборатории, бюро) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отдела (лаборатории, бюро).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях, организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к другим структурным подразделениям предприятия;

по отношению к структурным звеньям (секторам, бюро, группам) и отдельным работникам отдела (лаборатории, бюро);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отдела (лаборатории, бюро).

2.4.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отдела (лаборатории, бюро) несет ответственность за всю деятельность отдела (лаборатории, бюро) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отдела (лаборатории, бюро), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отдела (лаборатории, бюро), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отдела (лаборатории, бюро).


В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отдела (лаборатории, бюро) определяется их должностными инструкциями.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОЛОЖЕНИЯМ

3.1. Каждое положение о структурной единице (о филиале, о структурном подразделении) в качестве обязательного приложения должно иметь "Схему подчиненности структурных звеньев". При этом должно приводиться полное наименование структурной единицы (филиала, структурного подразделения).

Например: "Схема подчиненности структурных звеньев Приборостроительного завода производственного объединения "Волга", "Схема подчиненности структурных звеньев отдела главного технолога" и т.д.

3.2. Положения о структурных единицах (филиалах), а также положения об отделениях, производствах и цехах, состоящих из значительного количества структурных звеньев, имеют в качестве приложения "Организационную структуру структурной единицы" (филиала, отделения, производства, цеха). Организационная структура составляется в виде таблиц и утверждается одновременно с положением о структурной единице (филиале, отделении, производстве, цехе).

3.3. В необходимых случаях к положению о структурном подразделении может прилагаться документ, регламентирующий основные взаимосвязи между данным структурным подразделением и другими подразделениями или должностными лицами объединения (предприятия).

3.4. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" следует отразить в графической форме:

подразделения, входящие в состав структурной единицы (филиала, структурного подразделения);

связи административного подчинения этих подразделений.

3.4.1. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" допускается при необходимости изображать секторы и несамостоятельные бюро в составе подразделений, а также показывать должности, непосредственно подчиненные руководителю.

3.4.2. Допускается при необходимости изображать связи функционального подчинения структурных звеньев.

3.4.3. "Схему подчиненности структурных звеньев" оформляют на листе произвольного формата.

Структурные звенья рекомендуется изображать в виде прямоугольников, расположенных в иерархическом порядке, со следующими соотношениями между сторонами, приведенными в табл.1.

Таблица 1

Соотношение сторон прямоугольника

Схема подчиненности структурных звеньев структурной единицы, филиала

Схема подчиненности структурных звеньев отделения, производства

Схема подчиненности структурных звеньев структурного подразделения

Горизонтальная сторона

Вертикальная сторона

Директор, начальник

Начальник отделения, начальник производства

Главный инженер

Заместитель директора,
начальник отделения,
начальник производства

Заместитель начальника отделения,
заместитель начальника производства

Начальник отдела, цеха, самостоятельной лаборатории, бюро, участка

Заместитель главного инженера

Отдел, цех, самостоятельные лаборатории, бюро, участок

Заместитель начальника

Отдел, цех, самостоятельные: лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный директору (начальнику) или главному инженеру

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику отделения (производства)

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику

Сектор, лаборатория, бюро, участок

3.4.4. Наименования структурных звеньев должны точно соответствовать наименованиям, установленным действующими отраслевыми организационно-распорядительными документами и НТД, а также соответствовать наименованиям в утвержденной организационной структуре предприятия, объединения.
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

  • 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Опорный конспект лекции
  • 13.1. История делопроизводства в России
  • 13.2. Делопроизводство как функция управления, его место среди других управленческих функций
  • 13.3.Разграничение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» (доу) и информационно-документационное обеспечение управления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Опорный конспект лекции
  • 14.1. Современная структура управления документацией в России
  • 14.2. Федеральное законодательство в сфере работы с документированной информацией
  • 14.3. Основные современные нормативно-методические документы по делопроизводству
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 15.1. Унификация управленческих документов. Цель, объекты и методы унификации документов
  • 15.2. Понятия «унифицированная форма документа», «унифицированная система документации». Основные принципы разработки усд
  • 15.4. Международная организация стандартизации (iso), общая характеристика ее деятельности
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 16. Бланк и формуляр управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 16.1. Понятие «реквизит» документа. Постоянные и переменные реквизиты, обязательные реквизиты документа
  • 16.2. Понятие «формуляр документа». Формуляр произвольный и регламентированный, индивидуальный и типовой. Формуляр-образец
  • 16.3. Понятие «бланк» документа. Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, определяемые Государственным стандартом
  • Управление делами приказ
  • Федеральная архивная служба россии
  • 16.4. Требования к оформлению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации
  • Комитет по содержанию жилищного фонда
  • Формуляр-образец внешнего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внешнего документа на продольном бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на продольном бланке
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 17.1. Состав постоянных и переменных заголовочных реквизитов
  • 17.2. Требования к оформлению постоянных реквизитов заголовочной части управленческого документа
  • Министерство труда и социального развития российской федерации
  • 17.3. Требования к оформлению переменных реквизитов заголовочнгй части документа
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 18.1. Состав оформляющих реквизитов управленческих документов
  • 18.2. Назначение подписания документов. Использование факсимильной подписи. Электронная подпись
  • 18.3. Согласование документов. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление и место в формуляре документа
  • 18.4. Печати и штампы, их виды и назначение. Государственная гербовая печать. Порядок и место проставления печати на документах
  • 18.5. Отметки на документах как отражение этапов их прохождения и исполнения
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 19.1. Состав реквизитов содержательной части документа. Требования к тексту управленческого документа
  • 19.2. Рубрикация текста документа
  • 19.3. Унификации и стандартизация текстов управленческих документов
  • 19.4. Заголовок и приложение как элементы содержательной части служебного документа, их назначение и оформление
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Опорный конспект лекции
  • 20.1. Понятие «классификация документов». Классификация управленческих документов
  • 1) По видам деятельности:
  • 10) По стадиям создания:
  • 11) По срокам хранения:
  • 12) По функции управления:
  • 20.2. Система организационно-правовых документов, их назначение и содержание
  • 20.4. Учредительные документы: устав, учредительный договор, положение об организации. Правила их составления и оформления
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления
  • 20.6. Инструкции. Правила их составления и оформления
  • 20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа
  • 20.8. Структура и штатная численность организации, штатное расписание. Правила их составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 21.1. Назначение и состав распорядительной документации. Способы принятия управленческих решений
  • 21.2. Этапы подготовки проекта распорядительных документов
  • 21.3. Общие правила составления и оформления распорядительных документов
  • 21.4. Согласование и подписание распорядительных документов
  • 21.5. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе коллегиальности
  • 21.6. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе единоначалия
  • 00.00.200__ №
  • 12.05.2008 № 26-Л/с
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 22.1. Назначение и состав информационно-справочной документации в управленческой деятельности. Особая роль информационно-справочных документов в процессе принятия управленческих решений
  • 22.2. Подготовка, составление и оформление докладных, объяснительных и служебных записок, предложений, представлений, справок, сводок, перечней, списков, заключений
  • 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления
  • 22.4. Оперативные информационно-справочные документы: телеграмма, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение. Правила их составления и оформления
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 23. Документы личного характера
  • Опорный конспект лекции
  • 23.1. Назначение и состав документов личного характера
  • 23.2. Правила составления и оформления личного заявления, автобиографии, резюме, личной доверенности, расписки
  • 23.3. Правила составления и оформления характеристики, отзыва, рекомендации, ходатайства
  • Характеристика на __________________________________
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • 5. Заключение
  • 1. Основные выводы по содержанию прочитанного материала
  • 2. Практические рекомендации по организации самостоятельной работе и подготовке к экзамену
  • 6. Темы курсовых работ по курсу
  • Оглавление
  • Глава 1. Наименование главы (точка в конце не ставится) 5
  • 7. Вопросы к экзамену по курсу «документационное обеспечение управления.
  • Часть 2. Основы делопроизводства»
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Тема 16. Бланки и формуляр управленческих документов
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Тема 23. Документы личного характера
  • 9. Словарь основных терминов
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления

    Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

    Положение - это:

      правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

      свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

    В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

    Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные - для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

    Положение о структурном подразделении - нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

    Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

      наименование организации,

      наименование вида документа,

      регистрационный номер документа,

      место составления,

      заголовок к тексту,

    • гриф утверждения,

    Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

    1) «Общие положения» - приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

    Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

    В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

    2) «Цели и задачи подразделения» - формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

    3) «Функции» - содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие - совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

    При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

    4) «Права и обязанности» - содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

    5) «Ответственность» - устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

    6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» - содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

    Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

    Положение о коллегиальных и совещательных органах - организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

    Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

      статус коллегиального или совещательного органа;

      порядок планирования работы;

      порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

      внесение материалов на рассмотрение;

      порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

      ведение протокола заседания;

      оформление решений;

      порядок доведения решений до исполнителей;

      материально-техническое обеспечение заседаний.

    В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале. Это документ, в котором:

      отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

      устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

      определяются способы организации труда;

      раскрывается кадровая концепция предприятия - системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

      формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

    Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, - стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

    В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

    В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

    В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

      соблюдение ном законодательства;

      полномочность представителей сторон;

      равноправие сторон;

      добровольность принятия обязательств;

      недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

      реальность обеспечения принимаемых обязательств.

    При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

    Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

    Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

    Один из возможных макетов структуры текста следующий:

      Общие положения.

      Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

      Порядок оформления трудовых отношений.

      Основные права и обязанности персонала.

      Основные права и обязанности руководства компании.

      Рабочее время и время отдыха.

      Оплата труда.

      Социальный пакет.

      Повышение квалификации персонала.

      Гарантии занятости персонала.

      Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

      Заключительные положения.

    Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала. Утверждается документ на Совете директоров.

    Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

    Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

    Положение о материальном и моральном поощрении - локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

    Цель положения о материальном и моральном поощрении - заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

    В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

      Принципы поощрения.

      Основные показатели применения мер поощрения.

      Формы и меры (виды) поощрения.

      Порядок представления работников к поощрению.

      Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

      Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

      Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

      Другие сведения.

    Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам - инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

    Подписывает положение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

    Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

    Положение об аттестации - документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.

    "

    Наиболее разнообразная и наименее регламентированная группа документов организационно-правового характера представляет положения об отделах, образцы которых можно найти в любой организации, регламенты, инструкции, правила. Их разработкой занимаются соответствующие службы предприятий по всем направлениям работы компании.

    Сущность документа

    Положения об отделах, образцы которых зачастую находятся у кадровых работников организации, - это правовые акты, которые устанавливают базовые правила работы компаний, их подразделений структурного типа, подведомственных нижестоящих учреждений, предприятий и организаций.

    Другая трактовка положения - это сборник правил, которые регулируют определенные направления деятельности (политическое, культурное, хозяйственное и тому подобное).

    Отдельная группа документов разрабатывается для урегулирования совокупности трудовых, организационных, иных отношений по разным конкретным вопросам. Например, образец типового положения об отделе кадров, положение о документообороте и прочее.

    Помимо типовых актов разрабатываются документы индивидуального характера. Цель разработки этих положений вышестоящими организациями - регулирование деятельности конкретных подведомственных структур, подразделений, органов и т. д.

    Положения об отделах, образцы которых разрабатываются на каждом предприятии, относятся к нормативным локальным актам. Их цель - регламентация всех направлений работы конкретных подразделений компании.

    Положения об отделах по образцу оформляются на бланках общего типа и включают следующие реквизиты:

    • Название предприятия.
    • Наименование типа разработанного акта.
    • Дата составления документа.
    • Регистрационный порядковый номер акта.
    • Место составления документа.
    • Гриф «Утверждено».
    • Текст документа.
    • Подпись руководителя организации.

    Приказ об утверждении положения об отделе (образец ниже) составляется сотрудниками отдела кадров и подписывается руководителем предприятия.

    Положения о структурных подразделениях состоят в большинстве случаев из шести разделов:

    1. Общие сведения.
    2. Задачи и цели подразделения.
    3. Функции отдела.
    4. Права и обязанности структурного подразделения.
    5. Ответственность отдела.
    6. Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами.

    Общие сведения

    В общих сведениях положения об отделе (образец раздела ниже) указывается следующая информация.

    • Полное название структурного отдела (и сокращенное, если в уставных документах оно зафиксировано).
    • Указание на место, которое занимает подразделение в структуре предприятия (организации).
    • Определение степени экономической и хозяйственной самостоятельности.
    • Информация о том, кому непосредственно подчиняется указанное подразделение.
    • Сведения о должности лица, которое занимается руководством структурного отдела, порядке его назначения (освобождения) от должности.

    Образец положения об отделе кадров предприятия разрабатывается одним из первых, так как указанные субъекты занимаются приемом новых сотрудников.

    Отдельный пункт первого раздела акта - список базовых правовых, нормативных, инструктивных, директивных документов, которые взяты за основу для деятельности подразделения.

    Если в отделе содержится делением на подотделы, секторы, в общие положения может включаться подпункт о внутренней структуре. В этом подразделе содержатся сведения о внутреннем делении отдела, указывается название (полное, сокращенное), должности руководителей каждого их подразделений с указанием непосредственно подчиняющихся лиц и органов.

    Заключительный пункт содержит информацию о том, имеется ли в подразделении отдельная печать. Если она присутствует, указывается описание предмета, назначение, условия его хранения.

    Задачи и цели подразделения

    Положение об отделе кадров, образец которого был представлен выше, и других организационных структурных подразделениях во втором разделе содержит цели и разработанные на их основе задачи. Этот пункт должен оправдывать существование соответствующего отдела в структуре организации.

    Цели, которые ставит перед подразделением руководство, должны отвечать требованиям реальности, долгосрочности и связи между собой и другими планами, и задачами предприятия в целом.

    Функции отдела

    Образец положения об отделе кадров и других структурных подразделениях должен содержать полный список функций конкретного отдела с распределением, какие полномочия возлагаются только на указанный субъект, а какие - на подразделение совместно с другими отделами.

    Если какие-либо функции имеют общий характер, в разделе указывается, в какой форме в процессе реализации полномочий участвует тот или иной отдел. При наличии внутренней структуры расписываются названия каждого подотдела и его функциональные обязанности.

    Права и обязанности структурного подразделения

    В четвертом разделе документа (образец положения о юридическом отделе организации ниже) содержатся сведения о правах и обязанностях структурного подразделения.

    Указанный пункт содержит перечень правомочий данного подразделения и обязанностей, которые оно несет в процессе осуществления своей деятельности. Также в разделе фиксируется характеристика прав специфического характера, которые не имеют аналогичные отделы структуры.

    Если подразделение наделено какими-либо правомочиями по отношению к другим структурным единицам, в отдельной графе указывается, в каком объеме может реализовываться субъектом узаконенная возможность предлагать (требовать, запрещать, использовать) что-либо от подчиненного отдела.

    Объем прав устанавливается в зависимости от того, в какой степени их реализации поможет эффективно исполнять возложенные обязанности и осуществлять функции.

    Ответственность отдела

    Раздел об ответственности считается одним из важнейших в акте (например, в положении о юридическом отделе организации, образец которого был представлен выше). В нем фиксируются виды административной, дисциплинарной и в исключительных случаях уголовной ответственности.

    Большая обязанность лежит на сотрудниках отдела закупок (образец положения ниже), что напрямую зафиксировано в соответствующих федеральных законах.

    Зачастую санкционные меры применяются только к руководителю соответствующего подразделения, если он ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности. Также раздел должен содержать точные формулировки ответственности экономического типа по отношению к ведению хозяйственного внутреннего расчета.

    Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами и организациями

    Важный аспект работы подразделений - взаимодействие отделов внутри организации и с внешними субъектами. Большую роль здесь играет положение о юридическом отделе (образец представлен в статье), в котором должны отражаться способы реализации полномочий вне предприятия, так как специалисты правовой сферы по специфике работы часто взаимодействуют со сторонними лицами и организациями.

    В шестой части должен фиксироваться процесс документооборота внутри подразделения и при взаимодействии с другими отделами. Здесь же указывается перечень базовых документов, которые должны разрабатывать соответствующие структурные подразделения лично и совместно с иными отделами.

    Важный аспект шестого раздела - определение периодичности и сроков предоставления разработанных актов.

    В конце деловой бумаги, который завершает составленный акт, ставится подпись начальника структурного подразделения и отметка об утверждении документа руководителем всего предприятия.

    Положение о коллегиальных и совещательных органах

    Отдельным пунктом стоит положение о коллегиальных и совещательных органах. Оно является документом организационного типа, который имеет нормативно-правовой характер.

    Рассматриваемое положение включает следующие подпункты:

    • состав;
    • особенности порядка формирования;
    • компетенция;
    • порядок деятельности;
    • права и обязанности.

    Органы совещательного или коллегиального типа могут быть руководящими (например, правление, совет директоров) и специализированными (ученый, научно-технический или педагогический совет).

    В положении о совещательном или коллегиальном органе фиксируются следующие сведения:

    1. Статус субъекта.
    2. Порядок составления планов работы.
    3. Особенности подготовки рассматриваемых на заседании материалов.
    4. Внесение одобренных материалов и других бумаг на рассмотрение.
    5. Порядок исследования документов и принятия итогового решения, вынесенного в рамках заседания.
    6. Ведение письменного протокола.
    7. Оформление итогового решения.
    8. Порядок оглашения решения перед всеми исполнителями.
    9. Обеспечение проводимых заседаний материально-техническим оснащением.

    Особенности составления некоторых положений

    Положение о персонале может составляться в отношении всех сотрудников или работников отдельного подразделения. Например, положение о коммерческом отделе (образец ниже) может разрабатываться отдельно, а о членах структурного отдела - отдельно.

    В документе, касающемся персонала, должны отражаться следующие аспекты:

    • вопросы социального и профессионального развития членов рабочего коллектива;
    • установление основных принципов взаимоотношений трудового характера между персоналом и работодателем;
    • определение способов организации работы;
    • раскрытие кадровой концепции предприятия - принципов и системы найма, составления планов, стимулирования работоспособности, политика в социальной сфере компании и т. д.;
    • формулировка взаимной ответственности персонала и работодателя.

    Положение об отделе персонала, образец которого взят из практики делопроизводства зарубежных стран, - это документ, призванный регулировать социально-трудовые отношения в процессе формирования в стране организаций и предприятий коммерческого типа в период становления института частнособственнических отношений.

    В связи с тем, что появление нового типа актов связано с возникновение финансово-коммерческих отношений, возросла роль соответствующих документов. Положение о коммерческом отделе, по образцу которого зачастую составляется акт, регулирующий особенности работы персонала, вместе с рассматриваемым документом разрабатывается профильными специалистами: работниками отдела оплаты и организации труда, кадровыми подразделениями, юридической службой и т. д.

    Группу сотрудников в большинстве случаев возглавляет директор по персоналу, заместитель начальника отдела развития предприятия или сам руководитель компании. Трудовой кодекс не содержит требований к составлению положений подобного типа. В связи с этим его пункты не имеют отношения к гражданам, которые оказывают организации услуги по гражданско-правовым договорам.

    Положение о персонале содержит принципы построения взаимоотношений между администрацией и сотрудниками, в перечень которых включаются следующие аспекты:

    • соблюдение норм законодательства;
    • равноправие субъектов;
    • добровольность взятия обязательств;
    • полномочность законных представителей субъектов;
    • недопущение обязательного или принудительного труда, дискриминации в рабочем процессе;
    • реальность исполнения взятых обязательств.

    В процессе разработки положения работодатель должен учитывать указанные принципы взаимодействия сторон, а также иные правила построения взаимоотношений между работодателем и сотрудниками. Несоблюдение зафиксированных требований может повлечь за собой привлечение к социальной и юридической ответственности.

    Зачастую собственники предприятий требуют включения пунктов о запрете на высказывание критики в отношении политики компании при разговорах с конкурентами, клиентами. Кроме того, не допускается разглашение сведений о трудностях, которые имеются у предприятия, посторонним лицам. Также категорически запрещено совершать действия, подрывающие репутацию организации.

    Единых макетов и форм рассматриваемого положения нет. Поэтому каждое предприятие должно разрабатывать акт самостоятельно.

    Следующий особый тип положения - акт о моральном и материальном поощрении. Он считается документом локального типа, поэтому страховые и пенсионные органы при возникновении спорных моментов в отношении выплат часто не принимают разработанные на предприятии акты.

    Цель разработки положения - мотивирование работников в повышении качества производительности выполнения поставленных перед сотрудниками задач, добросовестном и своевременном исполнении обязанностей, увеличении степени ответственности.

    Документ должен содержать следующие разделы:

    • принципы применения поощрительных мер;
    • базовые показатели оценки эффективности работы;
    • виды, меры, формы поощрения;
    • порядок выбора работников;
    • компетенция руководителя в отношении применения мер;
    • основания для поощрения сотрудников (распоряжение, приказ);
    • процедура проведения соответствующих мероприятий.

    Зачастую акты о применении мер поощрения составляются в рамках действия положения о финансовом отделе предприятия, образец которого разрабатывается вместе с другими подобными документами.

    Подписанием соответствующих бумаг занимаются заместители руководителя предприятия, регулирующие работу указанных сфер (зачастую большую часть положений составляют кадровые сотрудники и специалисты юридического отдела).

    В организации чаще всего предусматривается необходимость визирования всех составляемых документов начальником юридической службы или иным должностным лицом, которое отвечает за правовой аспект деятельности предприятия.

    Некоторые компании требуют, чтобы проверку составляемых документов проводил также главный бухгалтер, особенно, если положение предусматривает большие финансовые затраты. Окончательное визирование осуществляет руководитель предприятия.

    Макет структуры документа

    Пункты рассматриваемого документа схожи с разделами положения об отделе бухгалтерии (образец ниже) и других подразделений предприятий. Акт должен раскрывать следующие аспекты работы компании:

    1. Положения общего характера.
    2. Базовые принципы построения работы предприятия и взаимоотношений между руководством организации и персоналом.
    3. Порядок фиксирования трудовых правоотношений.
    4. Основные правомочия и обязанности работодателя.
    5. Права и обязанности сотрудников компании.
    6. Время труда и отдыха.
    7. Порядок оплаты труда.
    8. Социальные гарантии.
    9. Способы повешения квалификации сотрудников.
    10. Обеспечение занятости работников.
    11. Дисциплинарные меры воздействия (взыскания и поощрения).
    12. Заключительные пункты.

    Если на предприятии разработан документ в отношении персонала, то новых работников знакомят с положением до того, как подписать трудовой контракт.

    Положения об отделах и структурных подразделениях, образцы которых имеются на каждом предприятии, разрабатываются с целью регулирования работы всех отделов организации, распределения обязанностей между ними, фиксирования правомочий каждого субъекта компании и определения пределов ответственности каждой единицы, входящей в структурную систему компании.