Характеристика ключевых аспектов прохождения государственной службы. Как продвинуться по службе Как продвинуться по службе




Выходите за рамки своих должностных обязанностей. Не стоит ожидать, что вы получите повышение просто за то, что каждый день появляетесь на службе. Сейчас существует большая конкуренция за рабочие места, поэтому вам нужно сосредоточиться на том, чтобы выполнять свои обязанности как можно лучше, а потом искать любые возможности, чтобы выделиться. Чтобы убедиться, что вы превосходите ожидания, узнайте, что требуется для желаемой вами должности. Также может быть полезно провести открытый разговор с начальником о своей работе.

  • Имейте в виду, что вы не получите повышение просто потому, что отвечаете ожиданиям на текущей позиции. Вам нужно будет показать, что вы регулярно выходите за их пределы.
  • Помогайте своему начальнику с его работой, если можете. Спросите, можете ли вы сделать что-то, что облегчит нагрузку начальника, и подумайте о дополнительных задачах, которые вы можете взять на себя, чтобы помочь отделу в целом. Также можно выступить с инициативой заняться некоторыми задачами и проектами на постоянной основе. Это покажет, что вы предприимчивы.

    • Не старайтесь делать работу вместо своего начальника. Он может подумать, что вы пытаетесь подорвать его положение, и это навредит вашим шансам получить повышение в дальнейшем.
    • Не просите задания у начальника постоянно - вряд ли он будет доволен, если ему придется работать больше, создавая для вас дополнительные проекты.
  • Поступите в университет на заочное обучение. Получение дополнительного образования покажет вашему начальству, что вы настроены развиваться. Выберите курс, который имеет отношение к вашей работе, а также к должности, которую вы надеетесь в итоге получить.

    • Если у вас уже есть высшее образование, можно поступить на магистратуру (заочно), если вы считаете, что степень магистра поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.
    • Кроме того, поищите образовательные программы в интернете. Вы даже можете получить онлайн-сертификат или диплом об окончании краткосрочного курса повышения квалификации, что поможет вам продвигать свою карьеру. Вот несколько хороших вариантов для онлайн-обучения: Udemy, Coursera, Lektorium, 4brain.
  • Добровольно берите проекты. Покажите своему начальству, что вы готовы взять на себя дополнительную работу, вызвавшись на различные проекты в своем отделе. Проекты требуют командной работы, поэтому это отличный способ продемонстрировать, что вы хорошо работаете в команде.

    • Знайте свои пределы. Не перенапрягайтесь, иначе качество вашей работы пострадает.
  • Приходите вовремя и задерживайтесь при необходимости. Если вы всегда уходите с работы пораньше по пятницам или регулярно опаздываете на 5 минут, ваш руководитель обязательно узнает об этом. Лучше старайтесь каждый день приходить на работу чуть раньше, чтобы не опаздывать, и будьте готовы задержаться, если вам нужно закончить важный проект.

    • Имейте в виду, что ранний приход и задержки в конце дня не будут иметь значения, если за это время вы не будете выполнять качественную работу.
  • Спросите мнение у начальника и расскажите ему о своих целях. Если ваш руководитель знает, что вы заинтересованы продвигаться по карьерной лестнице внутри компании, он может дать вам рекомендации о том, как выполнять работу эффективнее. Спросите, в каких областях вам стоит усовершенствоваться, и ищите возможности показать, что вы делаете прогресс.

    • Не хвастайтесь слишком много, но и не забывайте упоминать о своих успехах перед начальником, чтобы он знал, что вы хорошо выполняете работу.
    • Вы также можете попросить руководителя найти вам наставника. Это может быть человек на должности, которую вы надеетесь получить в один прекрасный день, или сотрудник с большим опытом работы, который поможет вам двигаться в направлении ваших целей.
  • Определите пробелы на рынке, где ваша компания может расти. Читайте профессиональные издания, чтобы быть в курсе того, как развивается ваша отрасль. Следите за своими конкурентами и будьте первым, кто сообщит начальнику и коллегам о любых новых разработках, таких как новый продукт или кампания. Если вы видите потенциальную потребность на рынке, которую может удовлетворить ваша компания, доведите это до сведения своего руководства.

    • Если вы придумали идею, которая поможет вашей компании расти, обязательно упомяните это, когда будете просить повышение.
  • Горизонтальная мобильность характеризуется переходом в одном и том же корпусе с одной работы на другую в том же ранге, иногда с переменой места жительства. Эта внутренняя мобильность практикуется довольно часто и в большом объеме в управленческих корпусах с большим штатом; наиболее характерный пример-система национального образования: преподаватель лицея может переходить из одного класса в другой в том же лицее; он может переходить из одного лицея в другой в одном и том же городе или из одного города в другой, оставаясь в том же звании в рамках исходного корпуса. В управленческих корпусах работников почты и связи наблюдается также значительная внутренняя мобильность, которая может создавать довольно значительные трудности, потому что необходимо одновременно сочетать требования службы и запросы клиентуры. Известно, например, что существует довольно значительный контингент почтовых служащих в южных районах и что для заполнения соответствующих должностей там необходимо организовывать систему приоритетов.

    Весьма деликатная ситуация возникает в случае, когда на службе одновременно трудится супружеская чета: желательно, чтобы муж и жена, если они оба преподаватели, не служили в разных городах.

    В большинстве случаев перемещения по службе производятся с согласия заинтересованных лиц, но они могут иногда производиться в официальном порядке по долгу службы либо потому, что служащий нужен где-то в другом месте, либо по другим основаниям, например если служащий не справляется с порученной работой или у него не сложились нормальные отношения с подчиненными или с коллегами по работе и лучше перевести его в другое место. Переводы по должности практикуются в массовом порядке, и что вполне естественно - в корпусах полиции и армии. Такие перемещения оправданны для этих корпусов в силу различных обстоятельств.

    § 2 Продвижение по службе

    Оставаясь в одном и том же корпусе, а иногда, возможно, и в той же должности, служащий на протяжении всей своей служебной карьеры продвигается по иерархической лестнице с соответствующими прибавками к зарплате, что позволяет ему улучшить свое материальное положение и повысить благополучие в моральном отношении. Продвижение по службе может осуществляться по разрядам и по рангам.

    Продвижение по разрядам осуществляется в основном в зависимости от выслуги лет. Служащий «преодолевает» один разряд в иерархической лестнице индексов жалований по истечении определенного времени продолжительностью от восемнадцати месяцев до двух лет, однако с известными поправками к установленным срокам в зависимости от служебного прилежания. Иначе говоря, служащие, получившие наилучшие оценки при аттестации, быстрее продвигаются по службе, а служащие, получившие наихудшие оценки при аттестации, задерживаются в таком продвижении. Но в принципе продвигаться по службе будут все служащие, потому что право на продвижение закреплено их статусом.

    Напротив, продвижение по рангам (которое включает то, что иногда называют продвижением по классу службы) в принципе осуществляется выборочно, а иногда и на основе конкурса; юридически правомочия на такого рода притязания у служащего нет, он может в ряде случаев никогда за всю свою карьеру не продвинуться в ранге, но это бывает крайне редко. Повышение в ранге затрагивает одновременно вопросы жалованья и должностного продвижения, то есть в принципе оно сопровождается сменой занимаемого поста.

    Порядок продвижения в чинах и рангах весьма формализован, учитывая значение такого продвижения для

    дальнейшей карьеры служащего. Поскольку продвижение осуществляется выборочным порядком, должны соблюдаться определенные критерии и осторожность; необходимо попытаться отбирать для этого лучших сотрудников с учетом таких критериев, как выслуга лет, прошлые заслуги и т. д. Во избежание произвола был введен порядок, который можно сравнить с порядком проведения конкурса, который претенденты проходят при поступлении на службу; это порядок, установленный табелем продвижения по службе, который общепринят почти во всех звеньях государственного управления.

    Этот порядок подразделяется на несколько этапов: сначала орган, управомоченный решать вопросы продвижения по службе, вносит ряд предложений. Его предложения, касающиеся гражданских служащих, передаются на рассмотрение паритетной комиссии, действующей в составе равного числа представителей от администрации и от штатного персонала. Паритетная комиссия должна высказаться о заслугах кандидата, подготовить послужной список, соблюдая определенный порядок распределения служащих по разрядам. В соответствии с этим администрация должна обеспечить продвижение по службе лицам, включенным в список. Иногда для этой цели формируется отборочная комиссия, и, прежде чем зачислить претендента на ту или иную должность, его подвергают переэкзаменовке.

    Включение в табель продвижения по службе зависит от усмотрения административного органа, а паритетная комиссия выносит лишь свое заключение, которое не дает служащему никаких прав по реализации его притязаний. Служащий может быть включен в табель продвижения по службе несколько лет подряд, но не сможет воспользоваться этим из-за отсутствия вакантных должностей; несмотря на все меры предосторожности, система продвижения по службе по выбору руководства рискует повлечь за собой ряд незаконных мер, потому что очень трудно, в частности в судебном порядке, проконтролировать, правильно ли были оценены соответствующие профессиональные качества претендентов. Это одна из причин, по которой Государственный совет, несмотря на существование правила продвижения по службе на основе отбора, проводит внутри своих подразделений практику продвижения по службе на основе выслуги лет: для членов Государственного совета это, конечно, наилучшая защита от правительственного произвола. Напротив, если судьи пользуются широкой защитой, которая, в частности, выражена в принципе их несменяемости, то на деле

    посягательства на их независимость производятся путем создания преград в их служебном продвижении.

    Продвижение по службе связано с аттестацией. Каждый служащий или военнослужащий получает ежегодно оценку, которая дается начальником по службе; она состоит из двух элементов: из балльной оценки и из характеристики. Существуют довольно сложные процедуры уведомления и пересмотра оценочных данных, обычно заинтересованному лицу сообщается (и оно может требовать ее пересмотра) балльная оценка, а не развернутая характеристика. Известно, что балльные оценки государственных служащих колеблются в очень небольших пределах-17 означает плохую оценку, и если за несколько лет удается перейти от 18 к 18,5, то это огромный прогресс, вселяющий уверенность в будущее продвижение по службе. Над проблемой оценок следовало бы задуматься: почему одно и то же лицо, выступающее одновременно в двух ипостасях: руководителя службы и преподавателя,- охотно ставит оценки от 0 до 20 как преподаватель и не осмелится выйти за диапазон оценок от 17 до 20 в качестве руководителя службы? Откуда идет такая традиция? Видимо, дело заключается в психологии межличностных отношений. Существует и другая гипотеза, что школярский характер аттестации не вполне отвечает сути психологии взрослых. Достоверно то, что переаттестации приобрели формальный характер, в особенности проставление балльных оценок. Развернутая характеристика куда важнее.

    Аттестация влечет за собой почти автоматически представление к присвоению следующего чина или ранга, а также служит обоснованием дальнейших мер по продвижению по службе.

    Подраздел II

    ВНЕШНЯЯ МОБИЛЬНОСТЬ

    Это мобильность того управленческого корпуса, в котором служающий начал проходить свою карьеру. В странах с системой кадровой службы, как, например, во Франции, в ФРГ, Англии, она практикуется редко. Напротив, в таких странах, как США, внешняя мобильность очень развита. Нужно различать две степени внешней мобильности: мобильность в рамках аппарата управления как единого целого и мобильность за его пределами.

    Важнейшим показателем развития карьеры на государственной гражданской службе является продвижение чиновника по службе. Продвижение, т.е. движение служащего вперед по службе, выступает сущностной составляющей карьеры.

    Продвижение по службе, или должностной рост, в современной России имеет правовой характер.

    Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2004 г. // Рос. газ. 2004. 5 августа..

    В современной практике государственной службы сочетаются два вида продвижения по службе (мобильности): вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное называют ротацией кадров.

    Продвижение по службе представляет собой:

    назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы с иным должностным наименованием, более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (вертикальная мобильность). В данном случае повышается должностной и социальный статус служащего;

    назначение служащего на другую должность государственной службы в рамках одной классификационной группы и категорий должностей без изменения должностного наименования, но с более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (горизонтальная мобильность). Служащий фактически не меняет своего должностного и социального статуса;

    присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

    Существует несколько систем продвижения по государственной службе - наиболее распространенных способов должностных передвижений, которые применяются в различных органах и ведомствах. Среди них выделяют продвижение:

    по результату (компетентность кандидатов определяется как выполнение работа, позволяющей получить нужный результат);

    по заслугам или усердию (компетентность кандидатов определяется как его вклад в решение задач организации за счет личного усердия);

    на основе предпочтительности (компетентность определяется как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальника от которого зависит продвижение по службе);

    по старшинству (компетентность определяется по стажу и опыту работы, как способность кандидата дослужить до нужного срока, дождаться своего дня для выдвижения) Марченко И.П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной службы в современной России. Новосибирск: СибАГС, 2012. С.228..

    От выбора той или иной системы, которая применяется при отдании предпочтений кому-нибудь из кандидатов на выдвижение, во многом зависит успех органа, организации, предприятия, фирмы.

    Продвижение по службе гражданского служащего иногда квалифицируют как его право на должностной рост. Действительно, это субъективное право чиновника, закрепленное в его основных правах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14. п. 10).

    Но этот рост не автоматический, а на конкурсной основе, как установлено законодательно.

    Служебный рост закрепляется административным правовым актом представителя нанимателя, который перемешает, передвигает и продвигает человека по службе. К тому же федеральное законодательство не предоставляет гражданскому служащему государственной гарантии на должностной рост и продвижение по службе.

    Поэтому у гражданского служащего нет права требовать у руководителя продвижения по службе, даже если в наличии есть вакантная должность. У него есть только право подать заявление на конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Значит, нет юридических оснований трактовать право гражданского служащего на должностной рост как его обязательное личное право.

    Благоприятными условиями продвижения по государственной службе являются.

    наличие вакантной должности государственной службы;

    соответствие претендента на должность квалификационным требованиям по уровню образования, стажа работы, знаний и навыков;

    включение в кадровый резерв и прохождение соответствующей подготовки;

    успешное прохождение конкурса на замещение вакантной должности;

    положительные результаты предыдущей службы Дмитриева Л. Карьерные ориентации государственного служащего в системе власти и управления // Власть. 2012. № 12. С. 96..

    Существуют ограничения на продвижение чиновника по службе, хотя прямых запретов в законодательстве не установлено.

    Но из отдельных правовых положений следует, что при определенных обстоятельствах государственный служащий не имеет права на должностной и служебный рост. Это происходит в случаях:

    наложенного дисциплинарного взыскания;

    проведения служебного расследования, проверки, возбуждения уголовного дела;

    несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям;

    невключения в кадровый резерв на конкурсной основе;

    по истечении предельного возраста нахождения на государственной службе.

    Для государственного гражданского служащего объективные возможности продвижения по службе могут ухудшаться из-за отсутствия вакантной должности, сокращения штатов, ликвидации или реорганизации государственного органа, неблагоприятного стечения обстоятельств (возраста, состояния здоровья, отношения с руководством, отношений в коллективе и т.п.).

    При организации прохождения государственной службы руководителю и кадровым службам важно учитывать, что реальные возможности должностного роста гражданских служащих сужаются по мере продвижения от младшей группы должностей к высшей. Так, по статистике в последних двух группах должностей гражданской службы РФ (младшей и старшей) число должностей в пять раз больше, чем в ведущей группе должностей, не говоря о высшей.

    Отсюда можно сделать вывод о том, что при широкой базе отбора число должностей, а следовательно, и вакансий, пригодных для должностного роста служащих, резко сужается по мере подъема по иерархической лестнице государственной службы. Сужаются и возможности приобретения государственными служащими более высокого социально-правового статуса. В связи с этим повышается значение перемещений служащих по горизонтали Крутских И.А. Эффективность работы управленческих кадров государственной службы: сущность и научные подходы // Микроэкономика. 2012. №6. C.106..

    Формой продвижения государственного служащего по службе был и остается такой способ замещения должности, как назначение на должность. Данная процедура к сожалению, часто сводится к единоличным волевым решением руководителя. Это нередко приводит к таким неправомерным действиям, как назначения по признакам личной преданности, полезности, нужности, семейных, земляческих, дружеских и иных связей. Это подтверждается и данными социологических опросов. Должностное продвижение государственных служащих, по их собственным оценкам, зависит в первую очередь от рекомендации, единоличного решения руководителя, выслуги лет и стажа службы, результатов конкурса, результатов аттестации, выдвижения из состава кадрового резерва. Получается, что служебный рост в первую очередь зависит от вышестоящего руководителя и покровителей, а затем лишь от самого служащего.

    В настоящее время нормативно введены правовые формы назначений государственных гражданских служащих, связанные с преодолением единовластия: назначение по результатам конкурса, по итогам аттестации, как правило, из состава кадрового резерва. В дополнение к этому применяются назначения на должность по согласованию с другими органами и ветвями власти, по рекомендациям политических партий, профсоюзов.

    На служебное продвижение серьезно влияет такое явление, как кадровая конкуренция - действия государственных служащих по достижению более высокого должностного и профессионального положения путем отстранения или опережения конкурентов, стремящихся к достижению тех же целей, борьба между государственными служащими за овладение определенными ценностями государственной службы.

    Гражданские служащие проходят государственную службу в условиях жесткой конкуренции как одного из объективных социальных факторов. В процессе достижения более высокой должностной и социальной позиции интересы нескольких служащих могут сталкиваться.

    При отсутствии конкуренции шансы служащего максимальны; если конкуренция слишком велика, шансы занять желаемую позицию минимальны.

    В условиях должностной, а не карьерной системы прохождения государственной службы и при отсутствии конкурсного отбора на должности роль кадровой конкуренции снижается. В связи с введением обязательного конкурсного отбора на должности гражданской службы и аттестаций роль кадровой конкуренции будет возрастать.

    В числе условий, при которых служащий может рассчитывать на продвижение по государственной службе, чаще всего руководители учитывают: успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, число вакантных должностей, результаты прохождения профпереподготовки и повышения квалификации, рекомендации аттестационной комиссии, итоги индивидуального собеседования, тестирования, а также другие факторы, в том числе неправового характера (личные, моральные, финансово-материальные и др.).

    Возрастает роль аттестации в процессе продвижения по государственной службе. По результатам аттестации комиссия может предложить передвижение в должности; присвоение классного чина, увеличение надбавки за особые условия труда; включение служащего в кадровый резерв; направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

    Итак, ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе. Оно должно определяться прежде личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, квалификацией, пригодностью к данному виду службы (к виду определенной деятельности).

    Выявлено, что в направлении оценки человеческого развития, с точки зрения соответствия современным требованиям использования человеческого потенциала, основной проблемой является существенный разрыв между целями, задачами и показателями результативности, декларируемыми органами государственной власти в докладах о результатах и основных направлениях деятельности государственных органов. С одной стороны, и функциями, которые исполняют отдельные государственные служащие, ? с другой.

    Выявлена и изучена специфика содержания и сущности технологии управления человеческими ресурсами (государственными гражданскими служащими) в бюджетных учреждениях и проанализированы современные кадровые технологии воздействия на персонал государственной гражданской службы для достижения поставленных целей государственной политики. Рекомендации основаны на инновационных положениях современной концепции управления организациями и предполагают секторально-распределенное обособление функциональной сферы управленческой деятельности, непосредственно связанной с управлением развитием человеческого потенциала.

    Кардинальные изменения в современной парадигме управления, основанные на переходе российской экономики на инновационный путь развития, связаны с совершенствование форм и направлений человеческого развития. Тем не менее, в научной литературе не сложилось концептуально однозначного подхода к пониманию содержательного компонента таких широко используемых дефиниций как «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал», что обусловлено сложностью и многогранностью человеческого развития.

    В современных экономических условиях большинство организаций и предприятий видят свое дальнейшее развитие с помощью капиталовложений в кадровый потенциал и стратегическое управление человеческим развитием.

    Управление человеческими ресурсами представляет собой стратегический и единый подход к управлению наиболее значимыми активами организации, а именно людьми, индивидуально и коллективно вносящими свой вклад в достижение организационных целей и поставленных задач.

    В рамках коммерческих организаций традиционно рассматривается стратегическое управление. Не смотря на это, основные закономерности стратегического управления, которые рассматриваются в классических учебниках, используются в управлении государственными организациями.

    Использование стратегического управления в государственной службе подразумевает непрерывное обучение и повышение квалификации, качественный отбор персонала, обеспечение гарантий занятости. Адаптивность организации возможно достичь на основе стабильности «человеческих» характеристик коллектива, который обладает общими ценностями и целями.

    В рамках государственного управления традиционные подходы часто акцентируются на проблеме стоимостной эффективности расходования государственных средств, тем самым, измерение реального конечного результата степени человеческого развития остается неучтенным. При стратегическом управлении в государственной службе все внимание переносится на измерение и мониторинг результатов, которые получены непосредственно в процессе определенных действий государственной службы.

    Для современного российского общества решение масштабных и жизненно важных задач в большей степени зависит от эффективности функционирования государственной гражданской и муниципальной службы как связующих элементов между социумом и государством. Управление персоналом в системе государственной и муниципальной службы изучается как один из механизмов реализации кадровой политики субъекта управления, система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных, имеющих нормативно-правовую основу, мероприятий, которые обеспечивают адекватное использование навыков человека в его собственных интересах, и в интересах организации.

    Ряд требований к государственному и муниципальному служащему продиктован спецификой государственной и муниципальной службы. От него необходимы, нейтральность, беспристрастность, строгая дисциплина, законопослушность. Деятельность его осуществляется в границах нормативных правовых актов. Во многом это и характеризует специфику управления человеческими ресурсами в государственной и муниципальной службе, существенно ограничивая возможности реальной оценки уровня человеческого развития.

    В современных экономических условиях в практике управления человеческими ресурсами государственной гражданской службы используются различные кадровые технологии, некоторые из которых уже стали традиционными, другие же применяются в ограниченном объеме. Государственная гражданская служба в качестве вида профессиональной деятельности обладает своими особенностями, и формирование ее кадрового состава, комплекса кадрового обеспечения подразумевает конкретные задачи применения кадровых технологий.

    Технологии, прежде всего, касающиеся оптимизирования процессов кадрового обеспечения государственных органов:

    • ? отбор кандидатур на должности гражданской службы;
    • ? аттестацию человеческих ресурсов государственных органов с акцентом на современные требования к профессиональным и морально-психологическим характеристикам гражданских служащих;
    • ? мотивацию гражданских служащих;
    • ? планирование их должностного и профессионального роста;
    • ? работу с резервом кадров.

    Одним из самых стремительно развивающихся направлений в совершенствовании технологий управления человеческими ресурсами в органах власти является внедрение информационных систем.

    Изучение теоретических аспектов технологии управления человеческими ресурсами организации в современных экономических условиях позволили сформулировать различия в терминологических подходах к «управлению персоналом» и «управлению человеческими ресурсами». На основе анализа элементов управления человеческими ресурсами организации выявлены основные особенности воздействия на персонал с помощью инновационной технологии, включающей различные формы, процессы воздействия на человеческое развитие для достижения положительного эффекта между организацией и работающими в ней работниками на основе обоснования концептуальных подходов и принципов управления человеческими ресурсами. Выявлена и изучена специфика содержания, форм и направлений управления человеческим развитием в учреждениях системы государственного управления с учетом влияния современных кадровых технологий воздействия на персонал государственной гражданской службы для достижения поставленных целей государственной политики.

    Каждый человек мечтает получить повышение по службе как результат упорного труда, преданности компании, личных заслуг и так далее. Однако иногда этого бывает недостаточно, вам нужно особенным образом проявить себя - так, чтобы начальство гарантировано вас заметило. Вам стоит помнить, что повышение получает не самый большой трудяга, а истинный лидер, который сможет руководить подобными трудягами, так что работать вам нужно совершенно в другом направлении.

    Улучшите рабочее место

    Каждому будет приятно решить какую-нибудь задачу, с которой не справились ни ваши коллеги, ни даже ваше начальство. Однако для этого вам нужны абсолютно иные условия - вам нужно добиться того, чтобы ваше рабочее место было просто идеальным. Постарайтесь устранить абсолютно все присутствующие там отвлекающие объекты, сделайте его более организованным, ухоженным и прилежно выглядящим. Это не только улучшит впечатление начальства о вас, но также поможет вам лучше концентрироваться на задачах, чтобы более эффективно их решать.

    Легкое соперничество

    Вам сразу стоит понять, что сотрудник, который беспрекословно выполняет все указания начальства, просто делая свою работу, никогда не получит повышения. Чтобы заработать более высокую должность, вы должны показывать что-то выдающееся, а не просто делать то, ради чего вас взяли на работу. Вам стоит задуматься о том, какие у вас отношения с боссом - вы не должны быть его лакеем, который будет выполнять все его указания. Вам стоит нацелиться на отношения, подразумевающие равноправие и даже некую долю соперничества, чтобы ваш начальник видел в вас не просто своего подчиненного, а выдающегося сотрудника, которого можно считать равным себе. Это значительно облегчит вам дорогу наверх по карьерной лестнице.

    Если не можете быть позитивным - будьте нейтральным

    Конечно, заработать повышение очень трудно, вам постоянно нужно пытаться сделать больше, чем от вас требуется, и это может изматывать. Поэтому нет ничего страшного в том, что вы периодически будете просто спокойно сидеть за своим столом и выполнять поставленные перед вами задачи. Лучше занять нейтральную позицию в такие дни и заняться своими делами, чем вовлекать в свой негатив весь офис. Ведь это самый простой способ пустить под откос всю ту трудную работу, которую вы проделывали постоянно. Так что либо вы работаете по полной программе, привлекая внимание своего босса и зарабатывая продвижение, либо устраиваете себе перерыв и спокойно занимаетесь нормальной работой за своим столом - никогда не демонстрируйте негатив, вовлекая в это практически весь офис.

    Будьте лидером

    Даже если у вас нет лидерских полномочий, вы можете демонстрировать качества лидера и без них. Вам нужно вести за собой людей там, где это возможно, а также выполнять все другие необходимые функции, такие как ободрение своих коллег, помощь им в сложных ситуациях, вам стоит брать ситуацию под контроль, если что-то идет не так, потому что без четкого лидерства все может стать совсем плохо. Если же вы сможете урегулировать небольшие неприятности, которые возникают в процессе работы, то ваше начальство, вероятнее всего, заметит это - а лидерство, как вы уже знаете, является самым значимым качеством, на которое обращают больше всего внимания, когда раздумывают о возможности повышения кого-либо из сотрудников.

    Держитесь сзади

    Этот совет сразу же после предыдущего может показаться довольно странным - но если вы задумаетесь, то поймете, что это также очень важно уметь делать. Многие люди пытаются оказаться в центре внимания, чтобы заслужить повышение, абсолютно во всех ситуациях. Однако в некоторых случаях они недостаточно квалифицированы, не имеют достаточно опыта и других характеристик, чтобы исполнять роль лидера при тех или иных обстоятельствах. И тогда вы можете только навредить своему имиджу. Очень важно уметь анализировать задачу, над которой придется работать, сопоставлять требования со своими способностями и выходить на ведущие роли только тогда, когда вы уверены, что справитесь. А иногда важно держаться в тени, чтобы не привлечь к себе лишнего негативного внимания.

    Адаптируйтесь

    Если вы хотите получить повышение и продвигаться дальше по карьерной лестнице, то вам понадобится уметь адаптироваться. При банальном выполнении своих функций вы так и останетесь на той должности, с которой так хорошо справляетесь. Но для повышения вам нужна гибкость, которую нужно демонстрировать при первой возможности.

    • Государственная служба в системе власти и государственного управления
      • Концепция дихотомии государственной власти
      • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
      • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
    • Теоретико-методологические основы государственной службы
      • Общенаучные подходы к теории государственной службы
        • Структура теории и методологии государственной службы
      • Понятие «государственная служба»
      • Характер государственной службы
        • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
    • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
      • Государственная служба как социальный институт
      • Государственная служба как правовой институт
      • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
        • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
    • Система государственной службы Российской Федерации
      • Сущность и структура системы государственной службы современной России
      • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
    • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
      • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
      • Структура и особенности федеральной государственной службы
      • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
        • Государственная служба федеральной исполнительной власти
        • Государственная служба судебной ветви власти
    • Государственная служба субъектов Российской Федерации
      • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
      • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
      • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
        • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
        • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
    • Государственный служащий: понятие, классификация
      • Государственный служащий: понятие, признаки
      • Классификация государственных служащих Российской Федерации
    • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Должности государственной службы: понятие
        • Признаки государственной должности
      • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
        • Квалификационные требования к должностям
      • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
    • Прохождение государственной гражданской службы
      • Теоретические основы прохождения государственной службы
      • Основные типы процесса прохождения государственной службы
      • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
        • Организация прохождения государственной службы
    • Социальный и правовой статус государственного служащего России
      • Статус государственного служащего: понятие и классификация
      • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
      • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
        • Основные обязанности гражданского служащего
        • Ограничения, связанные с гражданской службой
        • Запреты, связанные с гражданской службой
    • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
      • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
      • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
    • Управление государственной службой
      • Концептуальные основы управления государственной службой
        • Субъекты и объекты управления
      • Система управления государственной службой Российской Федерации
        • Федеральный уровень управления
        • Уровень управления субъектов РФ
      • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
    • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
      • Теоретические основы реформирования государственной службы
      • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
      • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
      • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
      • Теоретические основы государственной кадровой политики
      • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
      • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
    • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
      • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
      • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
        • Объекты государственной кадровой политики
    • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
      • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
      • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
        • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
        • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
        • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
    • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
      • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
      • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
      • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
    • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
      • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
      • Кадровая служба государственного органа
    • Формирование кадрового состава гражданской службы
      • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
      • Теоретические и организационные основы отбора персонала
      • Способы замещения государственных должностей
    • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
      • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
        • Методика оценки персонала государственной службы
      • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
      • Аттестация на гражданской службе
        • Квалификационный экзамен гражданских служащих
    • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
      • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
      • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
      • Особенности формирования резерва управленческих кадров
        • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
    • Управление служебно-деловой карьерой
      • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
        • Продвижение по службе
      • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
        • Кадровые технологии
      • Факторы служебного роста
    • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
      • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
      • Организация дополнительного профессионального образования
      • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
    • Коррупция в органах государственной власти
      • Сущность коррупции как социального явления
        • Аспекты коррупции
      • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
        • Формы проявления коррупции
      • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
      • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
    • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
      • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
      • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
      • Принцип служения государству и обществу
      • Нравственные проблемы государственных служащих
    • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
      • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
        • Государственная гражданская служба в Великобритании
        • Государственная гражданская служба во Франции
        • Государственная гражданская служба в ФРГ
      • Управление государственной службой в зарубежных странах
      • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
        • Кадровая политика на государственной службе во Франции
        • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
        • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
      • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
    • Опыт государственной службы и кадровой политики России
      • Государственная служба в царской России
      • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
      • Государственная служба в партийно-советский период

    Продвижение по службе

    Важнейшим показателем развития карьеры на государственной гражданской службе является продвижение чиновника по службе. Продвижение, т.е. движение служащего вперед по службе, выступает сущностной составляющей карьеры.

    Продвижение по службе, или должностной рост, в современной России имеет правовой характер. Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

    В современной практике государственной службы сочетаются два вида продвижения по службе (мобильности): вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное называют ротацией кадров.

    Продвижение по службе представляет собой:

    • назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы с иным должностным наименованием, более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (вертикальная мобильность). В данном случае повышается должностной и социальный статус служащего;
    • назначение служащего на другую должность государственной службы в рамках одной классификационной группы и категорий должностей без изменения должностного наименования, но с более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (горизонтальная мобильность). Служащий фактически не меняет своего должностного и социального статуса;
    • присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

    Существует несколько систем продвижения по государственной службе - наиболее распространенных способов должностных передвижений, которые применяются в различных органах и ведомствах. Среди них выделяют продвижение:

    • по результату (компетентность кандидатов определяется как выполнение работа, позволяющей получить нужный результат);
    • по заслугам или усердию (компетентность кандидатов определяется как его вклад в решение задач организации за счет личного усердия);
    • на основе предпочтительности (компетентность определяется как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальника от которого зависит продвижение по службе);
    • по старшинству (компетентность определяется по стажу и опыту работы, как способность кандидата дослужить до нужного срока, дождаться своего дня для выдвижения).

    От выбора той или иной системы, которая применяется при отдании предпочтений кому-нибудь из кандидатов на выдвижение, во многом зависит успех органа, организации, предприятия, фирмы.

    Продвижение по службе гражданского служащего иногда квалифицируют как его право на должностной рост. Действительно, это субъективное право чиновника, закрепленное в его основных правах в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 14. п. 10).

    Но этот рост не автоматический, а на конкурсной основе, как установлено законодательно. Служебный рост закрепляется административным правовым актом представителя нанимателя, который перемешает, передвигает и продвигает человека по службе. К тому же федеральное законодательство не предоставляет гражданскому служащему государственной гарантии на должностной рост и продвижение по службе 1 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст. 52. .

    Поэтому у гражданского служащего нет права требовать у руководителя продвижения по службе, даже если в наличии есть вакантная должность. У него есть только право подать заявление на конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Значит, нет юридических оснований трактовать право гражданского служащего на должностной рост как его обязательное личное право.

    Благоприятными условиями продвижения по государственной службе являются.

    • наличие вакантной должности государственной службы;
    • соответствие претендента на должность квалификационным требованиям по уровню образования, стажа работы, знаний и навыков;
    • включение в кадровый резерв и прохождение соответствующей подготовки;
    • успешное прохождение конкурса на замещение вакантной должности;
    • положительные результаты предыдущей службы.

    Существуют ограничения на продвижение чиновника по службе, хотя прямых запретов в законодательстве не установлено. Но из отдельных правовых положений следует, что при определенных обстоятельствах государственный служащий не имеет права на должностной и служебный рост.

    Это происходит в случаях:

    • наложенного дисциплинарного взыскания;
    • проведения служебного расследования, проверки, возбуждения уголовного дела;
    • несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
    • невключения в кадровый резерв на конкурсной основе;
    • по истечении предельного возраста нахождения на государственной службе.

    Для государственного гражданского служащего объективные возможности продвижения по службе могут ухудшаться из-за отсутствия вакантной должности, сокращения штатов, ликвидации или реорганизации государственного органа, неблагоприятного стечения обстоятельств (возраста, состояния здоровья, отношения с руководством, отношений в коллективе и т.п.).

    При организации прохождения государственной службы руководителю и кадровым службам важно учитывать, что реальные возможности должностного роста гражданских служащих сужаются по мере продвижения от младшей группы должностей к высшей. Так, по статистике в последних двух группах должностей гражданской службы РФ (младшей и старшей) число должностей в пять раз больше, чем в ведущей группе должностей, не говоря о высшей. Отсюда можно сделать вывод о том, что при широкой базе отбора число должностей, а следовательно, и вакансий, пригодных для должностного роста служащих, резко сужается по мере подъема по иерархической лестнице государственной службы. Сужаются и возможности приобретения государственными служащими более высокого социально-правового статуса. В связи с этим повышается значение перемещений служащих по горизонтали.

    Формой продвижения государственного служащего по службе был и остается такой способ замещения должности, как назначение на должность. Данная процедура к сожалению, часто сводится к единоличным волевым решением руководителя. Это нередко приводит к таким неправомерным действиям, как назначения по признакам личной преданности, полезности, нужности, семейных, земляческих, дружеских и иных связей. Это подтверждается и данными социологических опросов. Должностное продвижение государственных служащих, по их собственным оценкам, зависит в первую очередь от рекомендации покровителя (47%), единоличного решения руководителя (28%), выслуги лет и стажа службы (16%), результатов конкурса (12%), результатов аттестации (11%), выдвижения из состава кадрового резерва (9%). Получается, что служебный рост в первую очередь зависит от вышестоящего руководителя и покровителей, а затем лишь от самого служащего 2 Социологические исследования в системе государственной службы. 1992-2002. С. 261. .

    Сейчас нормативно введены правовые формы назначений государственных гражданских служащих, связанные с преодолением единовластия: назначение по результатам конкурса, по итогам аттестации, как правило, из состава кадрового резерва. В дополнение к этому применяются назначения на должность по согласованию с другими органами и ветвями власти, по рекомендациям политических партий, профсоюзов.

    На служебное продвижение серьезно влияет такое явление, как кадровая конкуренция - действия государственных служащих по достижению более высокого должностного и профессионального положения путем отстранения или опережения конкурентов, стремящихся к достижению тех же целей, борьба между государственными служащими за овладение определенными ценностями государственной службы.

    Гражданские служащие проходят государственную службу в условиях жесткой конкуренции как одного из объективных социальных факторов. В процессе достижения более высокой должностной и социальной позиции интересы нескольких служащих могут сталкиваться. При отсутствии конкуренции шансы служащего максимальны; если конкуренция слишком велика, шансы занять желаемую позицию минимальны.

    В условиях должностной, а не карьерной системы прохождения государственной службы и при отсутствии конкурсного отбора на должности роль кадровой конкуренции снижается. В связи с введением обязательного конкурсного отбора на должности гражданской службы и аттестаций роль кадровой конкуренции будет возрастать.

    В числе условий, при которых служащий может рассчитывать на продвижение по государственной службе, чаще всего руководители учитывают: успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, число вакантных должностей, результаты прохождения профпереподготовки и повышения квалификации, рекомендации аттестационной комиссии, итоги индивидуального собеседования, тестирования, а также другие факторы, в том числе неправового характера (личные, моральные, финансово-материальные и др.).

    Сейчас возрастает роль аттестации в процессе продвижения по государственной службе. Респонденты из числа государственных служащих ставят аттестацию на второе место после личных собеседований среди методов, которые необходимо использовать при оценке кадров на выдвижение. По результатам аттестации комиссия может предложить передвижение в должности; присвоение классного чина, увеличение надбавки за особые условия труда; включение служащего в кадровый резерв; направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.