Единая тарифная сетка год бюджет. Что такое тарифная сетка. Тарифный коэффициент - что это




Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Примечание 1 к приложению 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 30 августа 2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» после абзаца второго дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) с 1 января 2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.».

2. Руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы обеспечить:

установление с 1 января 2017 г. в штатном расписании новых размеров должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), определенных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда Единой тарифной сетки, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года;

дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в рамках фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.

3. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Премьер-министр Украины В. Гройсман

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VІІІ (далее - Закон № 1774). В частности, в новой редакции изложены ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее - Закон об оплате труда) и ст. 96 КЗоТ .

Новые нормы, во-первых, установили законодательные требования к минимальному должностному окладу (тарифной ставке) работника - не меньше прожиточного минимума трудоспособного лица (ПМТЛ) на 1 января календарного года .

Во-вторых,прописалипринцип формирования схем окладов бюджетников. Так, схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируются на основе:

Минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;

Междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

В-третьих, зафиксировали, что минимальную зарплату (МЗП) больше не используют в качестве расчетной величины для установления должностных окладов работников ( п. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774).

Все эти нововведения воплотились в комментируемом постановлении. И касается этот документ прежде всего всех категорий работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда (ЕТС). Сюда относятся работники медзаведений, учреждений образования, учреждений соцзащиты и др. с оплатой труда по основополагающему постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298 .

Размеры окладов по ЕТС. Комментируемым постановлением Правительство установило, что с 1 января 2017 года должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС , установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года .

Согласно ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VІІІ с 01.01.2017 г. размер ПМТЛ равен 1600 грн.

Следовательно, комментируемым постановлением утвержден новый размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, на базе которого рассчитывают должностные оклады (тарифные ставки) работников 2 - 25-го тарифных разрядов по ЕТС («базовый» тарифный оклад х на соответствующий тарифный коэффициент ЕТС).

Важно! С 01.01.2017 г. размер «базового» должностного оклада составляет 1600 грн.

Напомним: в декабре 2016 года размер «базового» должностного оклада составлял 1335 грн. Получается, что данный показатель увеличился на 265 грн., или почти на 19,9 %. От размера «базового» должностного оклада зависят размеры должностных окладов по тарифным разрядам по ЕТС, и размер таких окладов надо определить самостоятельно.

Итак, порядок определения должностных окладов (тарифных ставок) по ЕТС с 01.01.2017 г. таков: должностные оклады (тарифные ставки) дляработников 2 - 25-го тарифных разрядов рассчитываются путем умножения оклада (ставки) работника 1-го тарифного разряда (1600 грн.) на соответствующий тарифный коэффициент. Например, для работника 7-го тарифного разряда с 01.01.2017 г. должностной оклад (тарифная ставка) равен 2464 грн. (1600 х 1,54).

Применять с 01.01.2017 г. при расчетах правила округления не понадобится, ведь итоговые оклады (ставки) получаются в целых числах (гривнях без копеек).

Учитывая вышеуказанное, в таблице приведем размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 - 25-го тарифных разрядов, которые должны быть установлены в штатных расписаниях бюджетных учреждений, организаций с 1 января 2017 года .

Как видим из таблицы, по сравнению с декабрем-2016 увеличиваются оклады всех работников со 2-го по 25-й тарифные разряды по ЕТС (кроме оклада работника 1-го тарифного разряда, он останется неизменным - 1600 грн.).

Дифференциация зарплаты на уровне МЗП. Кроме установления с 01.01.2017 г. новых размеров должностных окладов в штатных расписаниях, положениями п. 2 комментируемого постановления предписано руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы не допустить «уравниловку» в оплате труда работников, которые получают зарплату на уровне «минималки».

Для этого руководителей в пределах утвержденного фонда оплаты труда обязали обеспечить дифференциацию зарплаты работников с оплатой на уровне МЗП за счет установления доплат, надбавок, премий , в зависимости от :

Сложности, ответственности и условий выполняемой работы;

Квалификации работника;

Результатов труда работника.

Тарифный разряд

Тарифный коэффициент

Поясним, с чем связано такое требование. Дело в том, что с 1 января 2017 года благодаря Закону № 1774 также «заработали» новые нормы ч. 1 и 2 ст. 3 Закона об оплате труда и ч. 1 и 2 ст. 95 КЗоТ , изменяющие понятие «минимальная зарплата» (подробнее см. на с. 7 и 13 этого номера). Более того, появилась новая норма - гарантии обеспечения МЗП - ст. 3 1 Закона об оплате труда. Ею установлено, что размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП (с 01.01.2017 г. размер МЗП составляет: 3200 грн. (в месячном размере) и 19,34 грн. (в почасовом размере)).

Это означает, что по некоторым работникам работодатель должен будет начислить доплату до МЗП (подробный анализ установления такой доплаты найдете в статье «Дотянуться… до МЗП» на с. 13 этого номера). И возможные претенденты на такую доплату - работники с должностным окладом меньше 3200 грн. (если у них нет доплат, надбавок и премий, включаемых в размер МЗП). Для ЕТС-окладов - это работники 1 - 11-го тарифных разрядов по ЕТС (оклады меньше 3200 грн.).

Получается, что и квалифицированные, и низкоквалифицированные работники могут иметь одинаковый размер зарплаты.

Приведем примеры.

Пример 1 . Должностной оклад бухгалтера (8-й тарифный разряд по ЕТС) с 01.01.2017 г. составляет 2624 грн. Полная занятость. Доплат, надбавок и премий нет. В январе 2017 года такой работник отработал все дни, предусмотренные графиком работы.

За январь работнику начислят оклад в полном размере - 2624 грн. Но поскольку с 01.01.2017 г. МЗП составляет 3200 грн. и начисленная зарплата за полностью выполненную месячную норму труда (полностью отработанный месяц) не может быть ниже МЗП, то работнику начисляют доплату до уровня МЗП. Размер такой доплаты составит:

3200 - 2624 = 576 (грн.).

Таким образом, за январь 2017 года сумма зарплаты за полностью отработанный месяц составит:

2624 оклад + 576 доплата до МЗП = 3200 (грн.).

Пример 2 . Должностной оклад уборщика служебных помещений (2-й тарифный разряд по ЕТС) с 01.01.2017 г. составляет 1744 грн. Полная занятость. Получает доплату за работу с дезсредствами в размере 174,40 грн. (10 % должностного оклада). Других доплат, надбавок и премий нет. В январе 2017 года такой работник отработал все дни, предусмотренные графиком работы.

Сумма доплаты за работу с дезсредствами не участвует в сравнении с МЗП (это исключение предусмотрено для доплат за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья).

Тогда сумма доплаты до уровня МЗП равна:

3200 - 1744 = 1456 (грн.).

Общая сумма зарплаты за январь 2017 года составит:

1744 оклад + 174,40 доплата за дезсредства + 1456 доплата до МЗП = 3374,40 (грн.).

Как видим, с учетом выполнения норм ст. 3 1 Закона об оплате труда может оказаться вот такая «оплатная уравниловка» и даже перекосы, когда работникам с высокой квалификацией начислят зарплату ниже низкоквалифицированных работников.

Однако Правительство в этом вопросе перекладывает ответственность на руководителей учреждений: и зарплату разную начислить, и в утвержденный фонд оплаты труда «втиснуться».

Как же работодателю выполнить эту «дифференциацию»?

Предположим , что бухгалтеру из примера 1 в январе 2017 года будет начислена надбавка за сложность и напряженность в работе в размере 1312 грн. (50 % должностного оклада, максимально возможный процент для такой надбавки).

Тогда необходимости в начислении доплаты до МЗП не будет, и общая сумма зарплаты за январь 2017 года составит: 2624 оклад + 1312 надбавка за сложность = 3936 (грн.).

Как вариант, подходит для выполнения «дифференцированного» требования и установление ежемесячной премии. Но в любом случае эти суммы придется высчитывать по каждому работнику, чтобы соблюсти требования п. 2 комментируемого постановления.

И самое главное при решении вопроса дифференциации зарплаты работников - «втиснуться» в имеющийся фонд оплаты труда.

Людмила ТРОХИМЕНКО , заместитель главного редактора

Нередко на предприятиях используется тарифная система оплаты труда. Это могут быть как государственные учреждения, так и частные компании. Но нюансы в применении этой системы для них будут существенно отличаться.

Что такое тарифная сетка и где она используется?

Одним из способов для расчета размера заработной платы является применение тарифной системы. Ею руководят правила, которые разработаны государственными органами или же специалистами внутри предприятия. Но в последнем случае они должны отвечать государственным нормам, а также правилам о минимальной заработной плате сотрудников на предприятии.

Каждая организация решает самостоятельно, какая система оплаты труда в ней используется. ТК РФ на протяжении 2016-2017 годов закрепило нормы, по которым должна внедряться в работу тарифная система. В организации по этому поводу должны быть сделаны отметки в коллективном договоре или же в положении об уплате труда. В этих локальных нормативных актах должны быть прописаны все правила и принципы использования тарифной системы. Руководство предприятия также должно подготовить тарифную сетку, по которой и будет происходить начисление зарплаты сотрудникам.

Тарифная сетка в какой-то мере привязана к тарифным разрядам. Так как все должности, которые существуют на предприятии, можно отнести к определенному разряду, так и каждый разряд имеет свои отдельный тариф на оплату труда. Чаще всего первый разряд получают те работники, у которых самая низкая квалификация и так далее. Если у сотрудника повышается сложность исполняемых работ, то повышается и его тарифный разряд.

Из этого выплывает, что за более сложную и ответственную работу насчитывается более высокая заработная плата. Для того чтобы не использовать для каждой отдельной группы должностей разную сумму, применяют тарифные коэффициенты. Они дают возможность для 1-го разряда сразу же поднимать до уровня второго или третьего разрядов.

Так происходит формирование тарифной сетки, где каждому разряду присваивается определенный коэффициент. Применение тарифной системы на предприятиях – это далеко не редкость, а вот тарифная сетка на каждом из них может существенно отличаться. Приватные компании часто самостоятельно разрабатывать свои тарифные сетки, учитывая специфику работу. Здесь может отличаться не только сумма оклада, но даже и количество тарифных разрядов, ведь она разрабатывается кадровиками самостоятельно.

Бюджетные предприятия не могут себе такого позволить, ведь на них действуют государственные нормы, а весь контроль процесса работы происходит государственными органами. Поэтому на государственных предприятиях применяется Единая тарифная сетка, которая была утверждена вышестоящими органами.
До конца 2008 года на территории Российской Федерации действовала Единая тарифная сетка. Именно исходя из данных, изложенных в ней, насчитывалась заработная плата для бюджетников.

Но с 2016 года в тарифной системе оплаты труда произошли существенные изменения, что поменяло и начисление зарплаты бюджетникам. Теперь вместо понятия тарифный разряд используется «квалифицированные уровни» или «квалифицированные группы». Также введены в систему стимулирующие и компенсационные выплаты.

И ставки по нему теперь устанавливает сам руководитель организации или предприятия. Для этого он должен учитывать особенности работы, ее сложность, возможности сотрудника и уровень его квалификации. Есть некая зависимость между заработной платой сотрудников и того оклада, который получает руководитель. Чем выше средняя зарплата работников, тем больше денег будет насчитываться за работу руководителя. Это должно позволить равномерно распределять фонд заработной платы предприятия меду всеми сотрудниками, а не делать перевес в сторону руководства.

Для частных компаний не существует обязательной тарифной сетки. Они также могут использовать тарифную систему оплаты, но тарифную сетку могут составлять самостоятельно. Также они не обязаны придерживаться установленных Правительством правил тарификации. Также сотрудники такой компании могут самостоятельно решать, сколько у них будет тарифных разрядов. Это позволяет руководителям реально оценить специфику работы сотрудников, выдвигать требования к их работе.

Разряды к тарифной сетке

Тарифная ставка для 1 разряда каждый год устанавливается на правительственном уровне и не может быть ниже минимальной заработной платы. Если же последняя была в какой-то момент повышена, то Правительство принимает решение об увеличении тарифной ставки по этому разряду.

У каждого из разрядов есть свой тарифный коэффициент, который показывает во сколько раз оклады второго и других разрядов больше, чем у первого. Можно наблюдать увеличение этого коэффициента от 1 до 4,5 вместе с увеличением числа тарифного разряда.

Тарифные разряды показывают насколько сложной является работа того или иного сотрудника. Эти данные можно брать с тарифно-квалификационных справочников, в которых прописаны требования к работнику, его навыкам, званиям или умениям. Также заработная плата очень зависит от условий труда. Их трудность компенсируется разного рода доплатами или компенсациями.

Рабочие профессии тарифицируются по восьми разрядам (от 1 до 8). Но это не значит, что квалифицированные работники не могут получать больше того минимума, который устанавливает восьмой разряд. Правительство разрешает руководителям предприятий повышать таким сотрудникам оплату труда до 10 или 11 разряда Единой тарифной сетки (ЕТС). А если профессия считается очень важной (например, работа в медицинском учреждении), то повышать ставку можно и до 11-12 разрядов.

Если с годами работы квалификация сотрудника существенно выросла, то должен вырасти и его тарифная ставка. Работники государственной сферы повышают свою квалификацию посредством аттестации. Для проведения этой процедуры используются нормы Основного положения о порядке проведения аттестации. Этот документ используется только для бюджетных организации или предприятий и необязателен для частных компаний.

Всего тарифных разрядов существует 18. Последний, самый высокий, разряд получают высококвалифицированные сотрудники, часто руководитель предприятий.

Разряды в тарифной сетке делятся в соответствии с отраслями, в которых работают сотрудники. Например:

  • образование;
  • лесное хозяйство;
  • сельское хозяйство;
  • здравоохранение и пр.
  • также отрасли делятся на типы профессий и так далее.

Алгоритм присвоения нового разряда

Закон об аттестации работников бюджетной сферы предусматривает написание характеристики на сотрудника. Такой документ должно подготовить непосредственное руководство работника не позднее чем за две недели до самой аттестации. Такая оценка должна включать в себя такие данные:

  • соответствие работника занимаемой должности;
  • соответствие сотрудника разряду труда;
  • компетентность;
  • отношение к выполняемой работе;
  • показатели трудовой деятельности;
  • показатели результатов трудовой деятельности за прошлый отчетный период.

Работник должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за пару недель до проведения аттестации.

Аттестационная комиссия включает в себя:

  • руководителя предприятия;
  • руководителя подразделения;
  • специалистов с высокой квалификацией;
  • представители профсоюза.

Члены аттестационной комиссии должны заслушать аттестуемого работника и руководителя того подразделения, в котором он работает.

Если аттестуемым является руководитель организации или предприятия, то его аттестация происходит в комиссиях, которые состоят из представителей вышестоящих органов. Оценка работы сотрудника происходит посредством открытого голосования. Решение принимается большинством голосов. В соответствии с этим решением руководитель организации получает месяц на то, чтобы перевести сотрудника на соответствующий разряд оплаты труда. Все результаты аттестации вносятся в трудовую книжку сотрудника, где указывается тарифный разряд по Единой тарифной сетке.

Такие системы оплаты труда, как тарифные должны быть внесены в коллективный договор оплаты труда, или же другие соглашения, в которых содержатся нормы трудового законодательства.

Вконтакте

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ... Актуально в 2018 году

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189)

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07

Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 12 разрядов Единой тарифной сетки по перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации.

3. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя.

Приложение N 2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. N 785

Наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями). Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже , в 2019 году его размер составил 11 280 рублей.

Региональные МРОТ могут быть выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимальный МРОТ с 01.01.2019 — 18 000 рублей, в Москве с 01.10.2018 — 18 781), и руководители предприятий должны ориентироваться именно на показатели своих регионов.

Единая тарифная сетка

Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала.

Тарифная сетка оплаты труда

Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.

При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная сетка в коммерческом секторе

В случае если создать тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2019 самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2019 года — документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 о том, что (актуально для государственных и муниципальных учреждений).

Пример, как коэффициент превращается в зарплату

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63-2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340-37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Тарифная сетка для бюджетников

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.

Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.